Экономика восстановится не по плану
Почему эксперты прогнозируют стагнацию
Восстановление российской экономики пойдет по плану, он уже готов и будет утвержден в сентябре. Об этом заявил ТАСС первый вице-премьер Андрей Белоусов. Проект плана был представлен еще в июне. Предполагалось, что к концу следующего года рост ВВП составит 2,5%, такими же темпами будут увеличиваться и реальные доходы россиян. При этом опрошенные “Ъ FM” финансисты говорят, что если в окончательной версии цели не изменились, фактически экономику восстанавливать не будут. Подробности — у Григория Колганова.
2020 год, по многочисленным прошлогодним заявлениям властей, должен был стать прорывным для экономики. Но пандемия внесла свои коррективы, и теперь хоть какая-то надежда связана с концом 2021-го: ВВП и доходы населения выйдут на темпы роста 2,5% год, безработица достигнет менее 5% против нынешних 6,3%, а уровень бедности опустится ниже показателей 2019-го, то есть 12,3%.
План пессимистично-реалистичен, говорит экономист, управляющий директор компании Trade123 Владимир Рожанковский: «Экономика России должна расти не менее чем на 2,5% в год. Мы понимаем, что это фактически приравнивается к отсутствию роста. Даже долларовая инфляция в мире выше, в России она выше 2,5%. То есть фактически господин Белоусов закладывает это до 2021 года на стагнацию. По ощущениям оно так и будет. А что, прогнозировать сейчас какие-то сумасшедшие темпы роста, если мы даже не понимаем, за счет чего будет российская экономика расти?»
По данным Росстата, в прошлом году экономика страны прибавила скромные 1,3%. На 2020-й власти еще в феврале прогнозировали рост ВВП почти в 2%. Теперь говорят о падении на 4%. Откуда же к концу следующего года возьмутся +2,5%? Этому удивляется директор Института стратегического анализа компании FBK Grant Thornton Игорь Николаев. Ему план восстановления экономики кажется слишком амбициозным: «Этот прогноз не учитывает, что спрос на энергоресурсы, на углеводороды не восстановится ни к концу этого года, ни к середине следующего. Наша экономика остается сырьевой.
Поэтому 2,5% роста в следующем году, хотя они и не обеспечивают восстановление после коронавирусного спада, но это оптимистичный прогноз. Я думаю, что мы будем болтаться возле 0% все-таки».
Интересно, что еще не утвержденный план уже отчасти реализовывается. По крайней мере, об этом заявлял еще в июле министр экономического развития Максим Решетников, указывая на антикризисный пакет мер, подготовленный правительством. Он включал раздачу денег семьям с детьми и некоторую поддержку бизнеса. Похоже, ничего нового на этот счет в план восстановления национальной экономики власти не закладывают, размышляет главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин, а если так, то даже скромного роста в ближайшие два-три года мы не дождемся:
«Даже без особой господдержки экономика должна была бы показать в 2021 году такое восстановление, из чего я делают вывод, что поддержки особой не планируется. В лучшем случае нам стоит ожидать в 2022 году восстановление экономики до уровня 2019 года, а так велика вероятность, что это может произойти и в 2023 году, поскольку обычно первый год после кризиса обеспечивает более высокие темпы роста. А при скромном объеме господдержки причин, почему бы 2022 год принес ускорение к 2021-му, я особо и не наблюдаю».
Собеседники “Ъ FM” искренне сочувствуют правительству, ведь какой план сейчас ни составь, в него не заложишь главный фактор — вероятность второй волны пандемии. Но есть и другие «черные лебеди» для российской экономики, которые нивелируют эффект от потраченных на восстановление 5 трлн руб., говорит первый зампред совета директоров Альфа-банка, бывший вице-премьер Олег Сысуев: «Наверное, это как-то повлияет на занятость, доходы населения, рост ВВП, но это будет мизерным влиянием в отличие от социально-политических факторов, связанных с отравлением, с проблемами в соседних странах, что не имеет отношения зачастую к экономике.
Можно не принимать никаких планов, а сделать так, чтобы на экономику не влияли политические аспекты»
Россиянам, похоже, остается утешаться хотя бы тем, что власти не дают несбыточных обещаний по скорому восстановлению экономики. Впрочем, и окончательная версия правительственного плана еще не опубликована.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов также сообщил, что 8 сентября главе кабинета министров Михаилу Мишустину представят единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года.