«Нашей задачей было спасение от банкротства убыточного теплового узла»
Глава группы компаний «ГЭК» - о задачах и планах на будущее
«Губахинская энергоснабжающая компания» успешно завершила отопительный сезон в городе после полной модернизации системы теплоснабжения. Вместо демонтированной централизованной системы теплоснабжения организация установила в Губахе десять блочно-модульных котельных, которые отработали сезон без аварий. Сейчас организация завершает подготовку к следующему сезону. Генеральный директор компании Алексей Колесник рассказал о первых эффектах модернизации системы, о долгах за тепло местной УК и населения, а также о планах предприятия на будущее.
– Как «Губахинская энергоснабжающая компания» (ГЭК) завершила отопительный сезон после полной модернизации всей системы теплоснабжения Губахи?
– Все прошло успешно. Сезон начался в сентябре, с новой системой блочно-модульных котельных, установленных по всему городу. Отопительный сезон в Губахе завершился 6 мая. Оборудование находилось под постоянным контролем. В целом эта зима была теплой, но, тем не менее, в Губахе несколько дней стояли сильные морозы – до минус 35, в Широковском было и вовсе минус 40. Мы смотрели, как вело себя оборудование в максимальные морозы. Все наши расчеты по мощности оказались верными: качественное и надежное оборудование без проблем и аварий выдержало все погодные условия. В компании очень довольны работой новой системы. Температурные графики отопления держались в нормативах. Возможно, кому-то в Губахе что-то не понравилось, потому что раньше в некоторых домах перетапливали, и люди форточкой регулировали температуру. Сейчас качество отопления было нормативное по всему городу.
Сейчас заканчиваем подготовку к следующему сезону. Провели прочистку оборудования всех котельных. Надеемся, что управляющие компании Губахи будут активнее участвовать в подготовке к отопительному сезону. Обычно они некачественно промывали внутридомовое оборудование, поэтому хотелось бы, чтобы нас услышали.
– Каков первый эффект после модернизации системы теплоснабжения?
– Если сравнивать определенные экономические показатели старого и нового производства по затратным составляющим, то они сильно изменились. Раньше действовала старая ТЭЦ, и на этих мощностях работало много людей. Сейчас работают новые мощности, и статьи затрат изменились – не нужно столько химреагентов, электроэнергии, чтобы держать такие большие мощности. Не требуется столько рабочих, которые раньше ремонтировали старые котлы. Одним из основных экономических эффектов стала экономия на газе, получено существенное сокращение затрат по этой статье. За этот отопительный сезон мы сожгли в разы меньше газа и улучшили экологию Губахи. Новое оборудование показало себя энергоэффективным.
Компания подвела итоги – все, что было запланировано по объему газопотребления, подтвердилось в расчетах. Мы добились намеченной экономии. Проект этот мы завершили, теперь из него выходим. ГЭК продала ООО «Губахинская энергоснабжающая компания» новому эксплуатанту. Теперь планируем реализовывать аналогичный проект в Сарапуле. Но мы все же остаемся в Губахе – теперь на условиях аутсорсинга будем помогать новому собственнику эксплуатировать сети и котельные.
– Что говорят в Губахе о работе новых котельных?
– В этом году было мало обращений граждан по качеству отопления, зато в наш адрес поступало много хороших высказываний – это благодарственные отзывы о модернизации всей системы. Люди говорят, что качество ресурса в их домах улучшилось. Губаха – город маленький, мы слышим много лестных слов и о наших сотрудниках, которые работают непосредственно на узле.
Но, несмотря на это, есть и критика, и не всегда она справедливая. В Губахе много проблемных управляющих компаний, которые должным образом не выполняют свои обязанности. Но многие жители не понимают проблематику, связанную с отоплением, и обращаются к нам.
В прошлом году при подготовке к отопительному сезону на заседаниях межведомственной рабочей группы при прокуратуре и администрации города неоднократно поднималась проблема низкой подготовки домов, находящихся под управлением УК, к отопительному сезону. В домах тех компаний, которые прошлым летом вообще не готовили свой жилой фонд к отопительному сезону, появились существенные проблемы по некачественной поставке ресурсов. Например, управляющие компании ООО «Корпорация управления» и ООО «ФКУ» эксплуатируют дома, не соответствующие техническим требованиям, и не хотят приводить их в надлежащее техническое состояние. В домах под управлением этих организаций тепловые энергоустановки у потребителей находятся в ненадлежащем состоянии. То есть бойлеры и теплообменники засорены, подмешивающие устройства или элеваторы отсутствуют или находятся в неисправном состоянии. Все эти нарушения приводят к перетопу. Температура в батареях не должна превышать 80 градусов, а в батареях этих домов – все 90–95 градусов, и при аварии жителей может ошпарить кипятком. Руководству этих УК говорили, что для жителей создается опасная ситуация, но замечания оставили без внимания. Таких домов в Губахе два-три десятка, и половина из них – под управлением «Корпорации управления» и ФКУ.
Кроме того, по законодательству все дома теперь должны иметь общедомовые приборы учета тепла. Жители домов, не имеющих таких приборов, оплачивают коммунальный ресурс по нормативу (постоянная единица, зависящая от площади помещения). Как показывает практика, оплата услуг по нормативу – это гораздо выше, чем по прибору. Но вышеуказанные управляющие компании не устанавливают в своих домах такие приборы. Оплачиваться установка приборов учета должна из текущего обслуживания, то есть из тех денег, которые платят люди. Жители Губахи звонят нам и спрашивают, почему плата за отопление, к примеру, за апрель и январь составляет одинаковые суммы? И мы объясняем, что они платят по нормативу из-за того, что в их домах нет приборов учета. Жители просят нас помочь – справиться со своими УК, которые не устанавливают необходимое оборудование. И таких звонков десятки, но мы не имеем права устанавливать в жилом фонде приборы учета, так как это обязанность управляющих компаний.
– Многим известно о долгах губахинских УК за теплоснабжение.
– «Корпорация управления» долгое время создает нам проблемы. С этой компанией не может справиться ни администрация, ни прокуратура, хотя воюют с ней на протяжении пяти лет. В 2018 году данная компания накопила более 47 млн руб. долга за теплоснабжение, что вызвало, в том числе у нас, рост задолженности перед «Газпромом». «Корпорация управления», подконтрольная Татьяне Чистяковой, управляла примерно 60 домами. Организация создала аффилированную компанию «ФКУ», туда перевели часть жилого фонда, в результате под управлением «Корпорации управления» остались долг и небольшое количество домов.
Несмотря на то что вопрос задолженности перед «Губахинской энергетической компанией» подняли еще при предыдущем губернаторе и уголовное дело перенаправили в Пермь, оно до сих пор находится в разработке. Мы уже перешли с этой компанией в стадию банкротства, закончены шесть месяцев наблюдения, сейчас приступили к истребованию задолженности. Мы весьма обеспокоены тем, что ни правоохранительные органы, ни предыдущий губернатор не смогли нам помочь. Долги за тепло не гасятся с 2018 года, соответственно задолженность перед «Газпромом» на эту сумму (более 47 млн руб.) тоже не может быть погашена.
В 2019 году мы перешли с населением на прямые платежи, и долг «Корпорации управления» сейчас не прирастает, но и не гасится. Недавно мы написали письма во все правоохранительные органы и обратились к новому главе региона Дмитрию Махонину – просим его взять ситуацию на контроль.
– Какой платежной дисциплиной отличается население Губахи?
– Мы сделали много хорошего для города, повысили качество отопления, сделали Губаху уникальной по системе теплоснабжения, с новым оборудованием. К сожалению, мы не видим благодарности населения в виде своевременной оплаты поставленных ресурсов. При выходе из этого отопительного сезона долги населения за теплоснабжение составили около 100 млн руб. – это очень много. В 2020 году платежи жителей за ресурс снизились на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Акцентирую, что неплатежи за коммунальные услуги вряд ли связаны с коронавирусом. Вирус бушует у нас с апреля 2020 года, а ухудшение платежной дисциплины началось еще с сентября 2019-го. Весь отопительный сезон мы видим негативную картинку по платежам, и с чем она связана, мы не понимаем.
– С какими итогами компания закончила 2019 год?
– Нашей задачей было не получение прибыли, а спасение от банкротства убыточного теплового узла. Улучшив систему, мы спасли компанию от планового банкротства по убыточности тарифа. Эксперты Торгово-промышленной палаты Пермского края сделали свое заключение – о недостаточности тарифа, которая составила 120 млн руб. в год. Неизбежно это привело бы к существенному росту тарифа, но благодаря разработанной нами оптимизации и сокращению всех затрат удалось не повышать тариф и не доводить компанию до банкротства, а оставаться в действующем тарифе, даже не повысив его на 2020 год, как это было сделано по всему ПК. Остается ряд финансовых проблем, которые до сих пор еще устраняются. Компания в 2018 году получила убыток – его сейчас надо нивелировать какими-то дополнительными статьями доходов, чем мы сейчас и занимаемся. Это утилизация и распродажа непрофильных активов (металлолом, трубы, старые станки и прочее), которые нам позволяют компенсировать убытки, понесенные в предыдущие периоды.
При выходе из отопительного сезона 2019 года компания имела задолженность за газ перед «Газпромом» в размере 237 млн руб. При выходе из этого отопительного сезона долг за газ существенно снизился – до 133 млн руб.
– В организации есть подразделение «ГЭК-Инжиниринг». Какую работу, кроме управления тепловым узлом в Губахе, выполняет компания?
– Одна из функций «ГЭК-Инжиниринг» – сбытовая, а основная – это создание инженерной идеи по модернизации теплового узла – то, что мы создали в Губахе. Это вся интеллектуальная деятельность по разработке и внедрению модернизированной системы. Это специалисты высокого уровня, которые разрабатывают и рассчитывают схемы теплоснабжения, подбирают оборудование, просчитывают тарифные последствия, готовят экономическое заключение о целесообразности проекта. Не хочется растрачивать накопленный опыт, эту деятельность мы хотим развивать и дальше, модернизировать системы теплоснабжения других городов.
– Вы планируете внедрять такие же блочно-модульные котельные в Сарапуле. На каком этапе находится проект?
– Идет согласование с локациями установки объектов, чтобы были соблюдены все допуски и нормы и по городской застройке. Технические нагрузки проекта просчитаны, мощность оборудования подобрана, определена его стоимость. Сделаны заключения о целесообразности модернизации, экономические расчеты, окупаемость проекта, его тарифные последствия. Запланировано установить в Сарапуле пять блочно-модульных котельных. Ориентировочная стоимость проекта – около 400 млн руб. Это существенно обновит технический парк системы теплоснабжения на несколько десятилетий вперед, при этом не вызывая дополнительных сверхнормативных надбавок в тарифе за счет достижения экономии на энергоресурсах. Сейчас в Сарапуле централизованная система теплоснабжения. Сарапульская ТЭЦ, которая находится в нашей собственности, снабжает теплоэнергией примерно 75% потребителей города. Еще 25% населения снабжают небольшие котельные, находящиеся на удалении от централизованного источника. Сарапульская система – тупиковая: она не закольцованная, как во многих городах, и при технологических нарушениях масштабы отключения будут более глобальные. А при децентрализованной системе теплоснабжения риски отключения минимальны и носят локальный характер.
– Когда там планируется начать установку новых котельных?
– Хотели приступить еще в прошлом году. Но, к сожалению, с ноября 2019 года мы не можем согласовать с администрацией города ни одной площадки. В данный момент мы не встречаем поддержки в администрации правительства Удмуртской Республики, как это было в Пермском крае. В связи с этим для нас являются непонятными такие действия. В дополнение хочется отметить, что администрация Сарапула хочет расторгнуть с нами концессионное соглашение, которое было подписано взамен предыдущего договора аренды, и поставить жителей города перед началом отопительного сезона под угрозу остаться без эксплуатирующей организации, которая занимается распределением сетей и подачей воды.
Как можно после расторжения концессии в разгар отопительного сезона оставить город без эксплуатирующей организации?! Наш коллектив (это 80 человек и более десятка специализированной техники) эксплуатирует эти сети совместно с собственником более десятка лет. Сейчас нам непонятны такие шаги администрации и дальнейшая судьба Сарапула, и мы этим очень обеспокоены.
– Вы сказали, что хотите модернизировать системы теплоснабжения и в других городах, кроме Губахи и Сарапула. Озвучите планы?
– Возможно, теплоснабжающие компании, муниципалитеты Пермского края или Удмуртии будут заинтересованы в модернизации своих систем теплоснабжения. Как показала практика, наш опыт оказался успешным и передовым, и мы готовы оказывать услуги для других городов. Нас беспокоит подход республиканских властей Удмуртии, мы пытаемся, как специалисты, пояснить эффект от полученной модернизации. Все-таки надеемся, на конструктивный диалог, ведь это принесет стабильность в систему теплоснабжения, улучшит качество ресурса, повысит надежность системы и не повлечет дополнительной нагрузки на тариф и население – как говорится, и овцы целы, и волки сыты. Но в первую очередь, конечно, это позволит существенно сократить долги перед «Газпромом», что является для нас особо важным.
– Завершили ли вы демонтаж Кизеловской ГРЭС, которая ранее снабжала теплом и электроэнергией Губаху?
– Мы всегда говорили, что это сложный проект – на площадке очень большие объемы с демонтажом. Примерно половину всех объемов мы уже выполнили, но работы еще немало. Мы демонтировали уже около 3 тыс. тонн металла, который отвозим в металлоприемные компании. Большинство объектов являются особо опасными и требуют создания проектов по демонтажу и снятия их с регистрации в Ростехнадзоре с созданием комиссии и с участием надзорных органов. Все процессы занимают очень много времени и сил. Зато после демонтажа освободится площадка под развитие новых проектов. Но пока мы об этом не задумываемся, так как до окончания демонтажа еще не менее года. Плотину предлагаем купить ОАО «Губахинский кокс». Сейчас находимся в переговорном процессе, пока не сошлись по стоимости. Интерес есть у обеих сторон, но переговоры осложняет ситуация в стране. По словам представителей ОАО «Губахинский кокс», они тоже испытывают финансовые сложности. До решения вопроса с покупкой планируем оказывать ОАО «Губахинский кокс» услуги для обеспечения его деятельности. Хотелось также акцентировать внимание на том, что мы никогда не прерывали деятельность указанного предприятия, несмотря на статьи в СМИ, никогда не допускали нарушения норм действующего законодательства. Считаем также необоснованным предписание УФАС, которое было сделано в конце 2019 года. Если бы нарушение действительно было, то оно неминуемо привело бы к негативным последствиям, о которых все говорили. Чего не произошло, потому что мы надежные эксплуатанты и партнеры не только в поставке тепловой энергии, но и во всех сферах.