«Решение о выводе из комы принимается, когда все хорошо»
Врач-нейропсихолог — о состоянии Алексея Навального
Оппозиционера Алексея Навального вывели из искусственной комы. С таким заявлением выступила немецкая клиника «Шарите», где находится политик. В Германию его эвакуировали из Томска 22 августа, с тех пор он находился в медикаментозной коме. Сейчас в «Шарите» заявили, что его состояние улучшилось, его отключили от аппарата ИВЛ. «Он реагирует на речь. Пока что слишком рано говорить о возможных долгосрочных последствиях тяжелого отравления»,— сообщили в клинике. В дальнейшем детали о его состоянии будут раскрыты по его желанию. Как выход из искусственной комы может повлиять на здоровье Алексея Навального? Этот и другие вопросы ведущий “Ъ FM” Юрий Абросимов обсудил с врачом-нейропсихологом Натальей Семеновой.
— Первый вопрос касается процедуры. Навальный три недели провел в коме. Насколько нормально, что его вывели сейчас из комы? Как вообще принимается такое решение?
— Существует медикаментозная кома и естественная, которая вызвана травмой. В искусственную кому врачи специально вводят пациента для того, чтобы улучшить физиологической состояние тела, чтобы в период восстановления его двигательные функции не мешали этому. Искусственную кому держат до тех пор, пока физиология не будет восстановлена настолько, что он сможет, скажем, двигаться, говорить или делать еще что-либо, что не будет мешать выздоровлению.
— В «Шарите» говорят, что пока рано говорить о долгосрочных последствиях для здоровья. Что в принципе это может означать?
— Когда пациента выводят из комы, это значит, что его тело нормально функционирует, то есть по анализам и сердце, и почки нормально функционируют. Такое решение принимается тогда, когда все хорошо. Но когда человек выходит из комы, будучи неподвижным три недели, мышцы не работают. Представьте, если бы человек находился в гипсе месяц, после этого ему обязательно нужна реабилитация, точно так же, как и после комы. Он, находясь в коме, три недели был неподвижен, мышцы ослабли. И, естественно, никто сейчас не может сказать, полностью ли сохранен мозг.
Я понимаю, что жизненные функции работают, возможно, он двигает глазами, пытается ответить, возможно, просто идет реакция на болевые синдромы, мозг реагирует как бы по показаниям — вот все, что сейчас могут сказать врачи. Что касается прогнозов, если отравление или кома повлияли на зоны речи, то, возможно, что он и не будет разговаривать.
— В течение какого времени может появиться какая-то определенность в этом вопросе?
— Я думаю, если в Германии в принципе хорошие реабилитологи, недели за две они точно уже смогут поднять его, массажами, гимнастикой, с помощью педагогов. Если его физиология это позволит, если он в принципе крепкий мужчина.
Европа взвалила на Россию обвинения
Как отравление Алексея Навального повлияет на отношения РФ с Западом