Лежаки вместо парковки
В Челябинске благоустроят еще один участок набережной реки Миасс
Мэрия Челябинска представила проект реконструкции участка набережной длиной 430 м, расположенного за развлекательным центром «Мегаполис», там гранитные ограждения заменят прозрачными, обустроят зоны для отдыха и сделают велодорожку. На реализацию проекта в 2021 году предусмотрено около 50 млн руб. в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Следующим этапом власти обещают сделать выход к воде. В «Мегаполисе» одобряют проект и рассчитывают, что посещаемость комплекса вырастет. Эксперты отмечают, что до сих пор в Челябинске не удалось реализовать ни один объект благоустройства в том виде, в котором он задумывался.
Управление по архитектурно-градостроительному проектированию Челябинска представило проект благоустройства еще одного участка набережной реки Миасс в центре города. Это территория, расположенная вдоль развлекательного комплекса «Мегаполис», между улицей Красная и Свердловским проспектом. Впервые за 20 лет проект создали сами специалисты ведомства, сообщили в администрации Челябинска.
«Сейчас эта территория служит хаотичной стоянкой и автомобильным транзитом. Мы же видим весь берег Миасса связанным в одно пространство и принадлежащим людям. Это место не нагружено функциями, зато мы продумали множество сценариев, в которых горожане наслаждаются общением и прогулками вдоль реки. Посидеть за стойкой с видом на реку, растянуться на лежаках под деревьями. Встретиться шумной компанией и не мешать другим? Не проблема, мы и это продумали»,— сообщает управление по архитектурно-градостроительному проектирования Челябинска.
Согласно представленному проекту, протяженность реконструируемой набережной составит 430 м, общая площадь участка проектирования — 1,28 га. Вместо гранитных плит здесь установят проницаемое ограждение и обустроят несколько функциональных зон.
Так, запланирована зона лежаков, «бар на набережной», места для отдыха с детьми и больших компаний, общественная территория для летних кафе и различных мероприятий. Также здесь обустроят двустороннюю велодорожку, совмещенную с техническим проездом для обслуживания «Мегаполиса». По словам авторов проекта, собственник развлекательного комплекса поддержал идею убрать проезд и организовать велодорожку. От прогулочной зоны ее будет отделять озеленение. Так, здесь планируется посадить 84 дерева (12 штук в контейнеры), разбить газон (почти 1,5 тыс. кв. м) и цветники из многолетних трав (665 кв. м).
Строительство этого участка набережной начнется в 2021 году. Отдельным этапом авторы проекта намерены сделать выход к воде, поскольку на проектные изыскания и подсчет стоимости по этим работам требуется больше времени. Заместитель начальника управления по архитектурно-градостроительному проектированию Ольга Никитина сообщила “Ъ-Южный Урал”, что средства на реализацию проекта в размере 50 млн руб. уже предусмотрены в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» на следующий год. В ноябре–декабре этого года планируется провести конкурсные процедуры по выбору подрядчика.
Директор «Мегаполиса» Александр Одольский в разговоре с “Ъ-Южный Урал” отметил, что поддерживает проект благоустройства набережной, а закрытие проезда не причинит неудобства.
«Это муниципальная земля, город вправе распоряжаться ей как угодно. Наша парковка находится у колеса обозрения. Получается единая пешеходная, досуговая зона, это только плюс для “Мегаполиса”. Конечно, преступление иметь в центре города реку и никак не использовать набережную, кроме как для организации проезда. Наверняка это повлияет в лучшую сторону на посещаемость комплекса»,— говорит господин Одольский.
По словам директора проектной компании «УралНИИСтромПроект» Василия Важенина, проект хороший, но шансы, что его реализуют в представленном виде, минимальны. «В целом идеи хорошие, все выдержано в современных тенденциях благоустройства, есть интересные вещи. Но рисовать красивые картинки никогда проблемой у нас не было, а вот реализовать проект на должном уровне никогда не удается, потому что все делается в рамках 44-ФЗ. Побеждает цена, а дальше начинается гонка со сроками, борьба с климатом, концом года. В итоге всегда получается какое-то убожество. Пока успешной реализации таких проектов благоустройства в городе я не знаю»,— говорит эксперт.
В этом году в Челябинске завершили благоустройство участка набережной реки Миасс возле исторического музея, между улицами Кирова и Красной. Многие горожане работу не оценили, поскольку вид на реку по-прежнему перекрывает высокий гранитный парапет, но теперь отремонтированный. Кроме того, здесь уложили гранитную плитку, поставили скамейки и положили камни разного размера.
Сейчас продолжается строительство набережной вдоль южного берега реки Миасс от Кирова до створа улицы Пушкина, а также сквер Искусств. Ввести объект стоимостью 574 млн руб. в эксплуатацию планировалось в декабре 2020 года, однако подрядчик — ООО «Урал-сервис-групп» (Челябинск) сильно отстает от сроков. Это выяснилось в августе во время объезда регионального центра губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. «Больше всего претензий у меня по ремонту набережной реки Миасс. Сильно нарушены сроки, при этом проект для города знаковый. Подрядчика предупредил: либо ускоряется и своевременно сдает объект, либо его ждет черный список»,— заявил тогда глава региона.
По мнению челябинского урбаниста Льва Владова, благоустроенная набережная всегда востребована у горожан в любое время года. «Убрать проезд и парковку, сделать там набережную, я считаю, прекрасное решение, которое откроет глаза чиновникам на то, что нам нужно благоустроить южный берег реки Миасс, вдоль микрорайонов “Западный луч” и “Манхэттен”, до ТРК “Родник”, чтобы люди наконец-то могли пешком пройти до центра города и обратно и лишний раз не брать машину. Челябинск — единственный город-миллионник, где настолько заброшена река в центре. Нам надо насыщать благоустройством и жизнью территорию вдоль реки. Этот проект нужно рассматривать как последовательный этап по развитию пешеходного маршрута вдоль реки, а не как просто общественное пространство, куда идут ради чего-то. Это транзитное пространство»,— говорит урбанист.