Донбассу не мирится спокойно
Режим прекращения огня оказался под угрозой срыва
Спустя 42 дня затишья в Донбассе снова есть погибшие: это украинский военный, попавший под обстрел в Луганской области. И в Киеве, и в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР), и в Москве утверждают: режим прекращения огня, действующий с 27 июля, необходимо сохранить. Именно поэтому глава МИД Украины Дмитрий Кулеба объявил о намерении переговорить со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Однако такая тактика украинских властей вызывает все больше неприятия внутри страны. Националисты считают, что Киеву следует прямо заявить о срыве перемирия, причем обвинить в этом не Донецк и Луганск, а Москву.
Анонсированный на утро 7 сентября обстрел силами ДНР украинских позиций так и не состоялся. Хотя накануне глава самопровозглашенной республики Денис Пушилин обещал уничтожить укрепления в районе поселка Шумы, якобы возведенные уже после вступления в силу соответствующего запрета (см. “Ъ” от 7 сентября), в указанное время в целом было тихо. «Представители Народной милиции ДНР отмечают определенную активность украинских вооруженных формирований в районе фортификационных сооружений около поселка Шумы,— заявили в МИД ДНР.— Пока в точности неизвестно, что именно собирается предпринять украинская сторона и направлена ли данная активность на демонтаж сооружений или, наоборот, на их укрепление». Так или иначе, как отметили в ведомстве, «было принято решение перенести начало операции по устранению украинских укреплений в районе населенного пункта Шумы на 10:00 9 сентября 2020 года».
Если обстрел все же будет произведен, это будет означать разрыв соглашения о дополнительных мерах контроля за перемирием, которое действует с 27 июля и с переменным успехом соблюдается обеими сторонами.
Между тем де-факто ситуация на фронте ухудшилась уже сейчас. Так, штаб Операции объединенных сил (ООС), координирующий действия украинских военных в Донбассе, сообщил о двух обстрелах позиций 6 сентября.
В ходе первого обстрела возле села Красногоровка в Донецкой области ранения получил один украинский военный. Но командование решило не открывать ответный огонь. В офисе президента Украины Владимира Зеленского также заявили, что «отдельные провокации со стороны ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей, не подконтрольные Киеву.— “Ъ”) не могут и не станут основанием для срыва мирного процесса». Но буквально сразу после обнародования этого сообщения украинские военнослужащие попали под новый обстрел. На этот раз — возле села Причепиловка в Луганской области. «В ответ на обстрел подразделения Объединенных сил применили имеющиеся огневые средства и дали вооруженным формированиям Российской Федерации достойный отпор»,— сообщил штаб ООС. Правда, если в Донецке рассказали об обстрелах своей территории из стрелкового оружия и гранатомета, то в Луганске утверждают: 6 сентября обстрелов со стороны Украины не было.
Лидер украинской партии «Национальный корпус» и бывший командир батальона «Азов» Андрей Билецкий при этом считает, что потери сильно занижены путем манипуляции — погибшие в боях регистрируются как скончавшиеся в результате несчастных случаев, самоубийств или проблем со здоровьем.
«С начала "перемирия" имени Зеленского началось цунами потерь среди украинских военных — 13 человек на сегодня,— написал он в своем Telegram-канале, не предоставив источник информации.— Из них девять записаны как небоевые». Потери украинской стороны в результате различных несчастных случаев действительно участились. Так, за воскресенье и понедельник погибли трое украинских солдат, тушивших пожары на линии соприкосновения и подорвавшихся на неизвестных взрывных устройствах.
Если раньше подобное обострение не привлекло бы серьезного внимания, то на этот раз угроза срыва режима прекращения огня заставила высказываться на самом высоком уровне — причем не только в Киеве, но и в Москве. «Украина изучила внимательно оба обстрела и расценивает их как два отдельных случая, совершенные с провокационной целью. Мы требуем от России вмешаться в ситуацию и повлиять на провокационное поведение незаконных вооруженных формирований в Донецкой и Луганской областях с целью сохранения режима прекращения огня»,— заявили в офисе господина Зеленского. Эти слова понравились не всем. «Требуем "вмешаться и повлиять"? Серьезно? Мы уже отделяем Россию от боевиков "ДНР—ЛНР"? Мы уже допускаем, что это они сами решили поубивать нас оружием, купленным в "военторге"? — удивился участник украинской делегации в ТКГ Сергей Гармаш.— Командование ООС пишет о нарушениях режима прекращения огня "вооруженными формированиями Российской Федерации", а офис президента никак не определится, с кем Украина воюет?»
В свою очередь, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, как и всегда прежде, дал понять, что Москва не является стороной конфликта.
«Мы обеспокоены вспышкой напряженности на линии соприкосновения. Мы настаиваем на необходимости продолжения режима прекращения огня. Россия делала и будет делать все возможное, чтобы использовать свое влияние как страны-посредника для деэскалации той вспышки, которая, к сожалению, возникла»,— заявил он.
Как именно будет проходить диалог, неясно. Напомним, что 5 сентября глава МИД Украины Дмитрий Кулеба хотел созвать экстренное заседание Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по Донбассу. Но оно не состоялось. «В экстренных заседаниях нет смысла, так как этот вопрос обсуждался на очередном заседании»,— пояснила “Ъ” постпред ДНР в ТКГ Наталья Никонорова. После этого Киев стал искать другие инструменты деэскалации. «Я инициировал срочный разговор с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым для обсуждения сложившейся ситуации и путей выхода из нее»,— заявил 7 сентября Дмитрий Кулеба, умолчав при этом о том, что ответил российский министр. «Мы прекрасно знаем, что без приказа из Кремля никто не начал бы обстреливать позиции ВСУ (вооруженных сил Украины.— “Ъ”) в нарушение перемирия,— сообщил источник “Ъ” в украинском МИДе.— Это обычная российская тактика — шантажировать Украину новым обострением, добиваясь от нас каких-то уступок. Они всегда так делают — сначала стреляют, а потом говорят: "О, а у нас тут есть предложение, давайте его обсудим, и обстрелы прекратятся". Пусть Лавров и объяснит, что им от нас понадобилось на этот раз». По состоянию на вечер понедельника никакой информации о телефонном разговоре двух министров не было.
Несмотря на гибель украинского военного и несколько новых обстрелов, зафиксированных в понедельник, формально режим полного прекращения огня все еще остается в силе. «На данный момент ситуация на линии соприкосновения контролируемая,— сообщили агентству "РИА Новости" в Народной милиции ДНР.— Но украинские вооруженные формирования продолжают дестабилизировать обстановку: в нарушение договоренностей ведут неприцельный огонь, проводят инженерные работы по оборудованию своих позиций, размещают вооружение и технику в населенных пунктах. Все это может привести к обострению обстановки».