Детям-сиротам предлагают снизить квартирный возраст
Омбудсмен России считает, что их надо ставить на жилищный учет с 12 лет
Омбудсмен Татьяна Москалькова вновь подняла вопрос о необходимости постановки детей-сирот на жилищный учет уже в 12 лет — а не в 14, как сейчас. По ее мнению, это станет дополнительной гарантией своевременного выделения жилья таким детям — и поможет регионам лучше планировать распределение средств на покупку квартир. Напомним, по данным Счетной палаты, в очереди на предоставление жилья в начале года стояли 191 тыс. выпускников детских домов, «чье право уже должно было быть реализовано», однако этого так и не произошло. Это 68% от всех воспитанников сиротских учреждений, включенных в соответствующие региональные списки. Эксперты считают, что проблема гораздо сложнее и одними возрастными рамками ее не решить.
Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым заявила о необходимости сдвинуть сроки постановки детей-сирот на учет для предоставления им жилья. «Заблаговременное выявление и включение с 12 лет в соответствующий региональный список лиц, относящихся к обозначенной льготной категории, станет дополнительной гарантией своевременного обеспечения их благоустроенным жильем, а также повысит эффективность планирования бюджетных средств»,— считает госпожа Москалькова. Ежегодно, по данным пресс-службы омбудсмена, в аппарат поступает около 500 обращений со всей России детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые просят помочь с получением жилья, которое и так гарантировано им государством. Сейчас, напомнила она, в региональные списки вносят детей-сирот с 14 лет.
Отметим, что в июле госпожа Москалькова уже высказывала эту идею, выступая в Совете федерации.
«Важно наладить учет не тогда, когда наступает возраст совершеннолетия, а гораздо раньше — с 12–14 лет. Чтобы субъект РФ мог заявить о своей потребности в субсидиях в этой области»,— сказала она.
Президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отметила, что проблема обеспечения жильем детей-сирот гораздо шире: «Важно не во сколько лет ставят на учет, хоть с рождения, а важно, может ли реально регион обеспечить детей жилой площадью». «Государство само себя посадило в ловушку,— полагает эксперт.— Оно взяло на себя гарантии, которые регионы не могут финансово обеспечить».
Госпожа Альшанская отметила, что сейчас ребенку должны предоставить жилье по месту прописки, а не по месту последнего проживания, несмотря на важность сложившихся социальных связей. «Есть ситуации, когда ребенок находился и учился в районном центре. А жилье ему дают в поселке, где он родился 18 лет назад,— где нет работы и у него нет ни одного контакта»,— указала она. При этом эксперт напомнила, что квартиры в первые пять лет дают на условиях социального найма и контролируют, чтобы они использовались по назначению: «В результате ребенок не может сдать это жилье и обязан там проживать. Вся эта схема — она не про реальную помощь человеку и не приносит социальной пользы».
Она также отметила, что региональные компенсации за аренду жилья детьми-сиротами о предоставления им положенных площадей, — «это единичные истории».
«Это абсолютно непроработанная государственная услуга, очень дорогая, не выстроенная с учетом интересов конкретного человека,— резюмировала госпожа Альшанская.— И здесь вопрос не в том, когда человек встанет на очередь. А в том, как сделать эту услугу работающей в интересах конкретного выпускника детского дома».
В докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год (.pdf) говорится, что «по вопросам соблюдения и защиты жилищных прав положительное разрешение получили 153 жалобы, оказано содействие в реализации своих прав 25 375 лицам».
Ранее Счетная палата оценивала, как в 2017–2019 годах были выполнены поручения президента и правительства РФ, направленные на улучшение жизни детей-сирот. В отчете сообщалось, что на исполнение обязательств государства перед детьми-сиротами ежегодно предусматривается более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб. Федеральный бюджет выделил 7,4 млрд руб. (18,8%), региональные бюджеты — 31,8 млрд руб. (81,2%). «Однако этих средств недостаточно для устранения накопившейся задолженности,— констатировали аудиторы.— По оценке Счетной палаты, для того чтобы обеспечить жильем всех детей-сирот, у которых такое право возникло и не реализовано, требуется единовременно почти 264,5 млрд руб.».
В докладе уточнялось, что если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, то для полного погашения задолженности перед детьми-сиротами потребуется не менее шести-семи лет.
Правительство неоднократно указывало, что регионы не используют выделенные на жилье деньги в полном объеме. Согласно отчету аудиторов, только по итогам 2018 года остались не исполнены бюджетные назначения в сумме 3,2 млрд руб.: «За счет этих средств можно было бы обеспечить квартирами около 2,3 тыс. человек». «На 1 января 2020 года более 279 тыс. детей-сирот состоят на жилищном учете,— говорилось в отчете.— При этом за 2019 год очередь детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилась более чем на 9%. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс., или 68% всех детей-сирот, которые состоят на учете».