Сергея Лаврова записали в знатоки Кипра
Главе МИД РФ вручили высшую награду республики
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил Кипр с юбилейным визитом, посвященным 60-летию дипломатических отношений. Но темы, которые он обсуждал с руководством страны, праздничному настроению не способствовали. Визит совпал с кризисом в Восточном Средиземноморье с участием близких партнеров РФ: Турции с одной стороны и Греции и Кипра — с другой. Проведя переговоры, глава МИД Кипра Никос Христодулидис назвал Сергея Лаврова «глубочайшим знатоком проблемы». А в ответ услышал заверения в готовности посредничества — правда, только если об этом попросят все вовлеченные в конфликт стороны. Как дал понять господин Лавров, в этом состоит отличие от политики США, которые настраивают страны региона друг против друга. С подробностями из Никосии — корреспондент “Ъ” Марианна Беленькая.
«Нас очень тревожит, что далеко расположенная держава — США — пытается стравливать находящиеся здесь страны друг с другом и в целом продвигать линию "кто не с нами, тот против нас" и заставлять этой линии следовать всех остальных»,— сказал Сергей Лавров в ходе встречи с президентом Республики Кипр Никосом Анастасиадисом.
Президент и министр беседовали об обострении ситуации в районе Восточного Средиземноморья после того, как 10 августа турецкое судно Oruc Reis в сопровождении военных кораблей приступило к проведению сейсмических исследований неподалеку от греческого острова Кастелоризо. Анкара также направила суда для проведения исследований в те районы, в которых Кипр дал разрешение на добычу газа компаниям из США, Франции и Италии.
Нефтегазовые месторождения были обнаружены в Восточном Средиземноморье в 2009 году. Некоторые участки шельфа являются предметами территориальных споров между Турцией и Кипром, Турцией и Грецией, Израилем и Ливаном. В январе 2019 года представители Египта, Кипра, Греции, Израиля, Италии, Иордании и Палестины объявили о формировании Газового форума Восточного Средиземноморья. Оставшиеся за рамками форума Турция и Ливия подписали в ноябре того же года меморандум о взаимопонимании по разграничению морских зон. В результате этой договоренности греческие острова лишались права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону (ИЭЗ). В июне этого года соглашение о разграничении ИЭЗ было подписано Грецией и Италией, а в августе — Грецией и Египтом. Зоны, определенные в греческо-египетском соглашении, пересекаются с ИЭЗ, обозначенными в турецко-ливийском меморандуме.
Помимо проблемы раздела потенциальных месторождений между Никосией и Анкарой возник новый конфликт на почве развития туристической инфраструктуры Кипра. Несколько месяцев назад турецкая сторона заявила о возможном открытии в одностороннем порядке туристического курорта Вароша в Фамагусте. Этот район был закрыт для посещения в 1974 году после оккупации части Кипра турецкими войсками и раздела острова. Согласно резолюции Совбеза ООН, пустой город может быть заселен только теми, кто жил там изначально. Никосия ищет поддержки в этом вопросе у всех влиятельных международных игроков.
На этом фоне в начале сентября Госдепартамент США сообщил о снятии на год эмбарго на поставки компонентов нелетального оружия Кипру, назвав республику ключевым партнером в восточном Средиземноморье. Эмбарго было введено в 1987 году с целью поддержания процесса объединения греческой и турецкой частей острова. В прошлом году комитет Сената Конгресса США определил два условия для снятия эмбарго: сотрудничество Никосии с Вашингтоном в борьбе с отмыванием денег, а также закрытие кипрских портов для захода российских военных кораблей. По словам американских дипломатов, эти условия остаются в силе. Более того, комментируя новость о снятии эмбарго, посол США на Кипре Джудит Гарбер охарактеризовала роль России в регионе как дестабилизирующую. Ее российский коллега Станислав Осадчий обвинил Вашингтон в стремлении поссорить Москву и Никосию. Тем более что на Кипре и так с подозрением смотрят на тесные контакты России и Турции.
Сергей Лавров в ходе визита сделал все возможное, чтобы ответить на опасения Никосии в отношении Анкары. «Нас тоже беспокоит ситуация в Средиземном море, и, что касается отношений с Турцией, мы готовы содействовать налаживанию диалога, прагматичного, опирающегося на взаимные интересы и на поиск решений, которые будут справедливыми и опираться на международные права»,— сказал он президенту Кипра. А по завершении переговоров с главой МИДа Никосом Христодулидисом добавил, что посредничать в решении всех острых вопросов Москва готова при условии, что ее попросят региональные игроки. Он также подчеркнул, что единственной гарантией безопасности Кипра может быть возобновление прерванных в 2017 году переговоров между греческой и турецкой общинами острова, а также строгое следование резолюциям ООН.
В Никосии выражают благодарность Москве за такую позицию. Никос Христодулидис рассказал:
«Каждый раз, когда я обсуждаю с господином Лавровым, я убеждаюсь, что он глубочайший знаток проблемы».
А президент Кипра вручил Сергею Лаврову одну из высших наград страны — Большой крест ордена Макариоса III. Архиепископ Макариос III был первым президентом Кипра с 1960 по 1974 год, и именно в это время закладывались основы российско-кипрских отношений. Президент напомнил, что Москва первой признала независимость его страны.
В кипрском МИДе по этому случаю даже подготовили ностальгическую выставку фотографий. На них, например, можно увидеть первого президента Кипра с Юрием Гагариным или состоявшуюся на острове встречу главы МИД СССР Андрея Громыко с госсекретарем США Генри Киссинджером.
В ходе визита на Кипр Сергей Лавров встретился со всей политической элитой страны — помимо президента и своего коллеги он побеседовал с председателем Палаты представителей Димитрисом Силлурисом и лидерами основных партий.
Помимо политических и региональных вопросов обсуждалось возобновление авиасообщения после карантинных мер и повышение объемов товарооборота, пострадавшего из-за пандемии коронавируса.
По итогам первого полугодия текущего года товарооборот сократился более чем на 50% и достиг $209,1 млн. Больше других пострадала туристическая отрасль: если в 2019 году Кипр посетили 860 тыс. россиян, то с начала 2020 года турпоток из России на остров остановился на отметке 40 тыс.
В ходе визита был подписан традиционный план консультаций между МИДами двух стран на 2021–2022 годы, а также буквально выстраданный Россией протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. До сих пор налоговое соглашение с Кипром предусматривало достаточно привлекательные условия: ставку при выплате дивидендов на Кипр можно было снизить до 5% или 10%, а на проценты по займам — до 0%.
Соответственно, Кипр был одним из самых привлекательных мест для вывода капитала из России. По оценкам Минфина РФ, только в 2018–2019 годах на Кипр было выведено свыше 3,3 трлн руб.
В марте в рамках одной из мер по борьбе с экономическими последствиями пандемии коронавируса президент России Владимир Путин заявил, что все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться «адекватным налогом» — 15%. Переговоры с Никосией дались Москве непросто. Кипр выдвинул свои предложения, но в Минфине РФ решили, что они сводят на нет предполагаемый эффект и по-прежнему будут способствовать безналоговому выводу капитала из России. В итоге Минфин РФ в августе сообщил о подготовке к денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения. Однако компромисс все же был найден. Кипр согласился на условия РФ в части увеличения налога до 15%. При этом оговаривается, что это не коснется ряда организаций и компаний, некоторые из которых будут платить налог в 5%. Кто входит в этот список, неизвестно. Но на Кипре уверены, что внесенные поправки не приведут к оттоку российских инвестиций. Об этом еще до прилета Сергея Лаврова заявил в интервью агентству Sputnik его коллега Никос Христодулидис.