Улов не выдержит флота
Ученые предупредили о снижении добычи рыбы и краба
Российские рыбопромышленники могут столкнуться с нехваткой наиболее ценных ресурсов уже в 2025 году. По прогнозам Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО), сокращение популяции, увеличение мощностей флота и расточительный характер промысла грозят снижением общего допустимого улова (ОДУ) краба и минтая в несколько раз. Участники рынка опасения ученых разделяют лишь частично, но допускают, что ситуация может привести к ухудшению финансового состояния отрасли.
Компании, строящие суда по программе инвестиционных квот, могут столкнуться с нехваткой ресурсов, сообщил замдиректора ТИНРО (ответственен за проведение морских исследований на Дальнем Востоке) Игорь Мельников на совещании в администрации Приморского края. Об этом рассказал источник “Ъ”, присутствовавший на встрече. По оценкам ТИНРО, наращивание мощностей флота и сокращение популяции уже к 2025 году могут привести к снижению ОДУ минтая в два раза и уменьшению объема крабовых квот. По мнению ТИНРО, негативно на улов сказываются и особенности промысла. Как заявил Игорь Мельников, большинство краболовов предпочитают продавать ресурс в живом виде, из-за чего около 80% улова, не подходящего по характеристикам, выбрасывается за борт, что приводит к гибели краба. В ТИНРО и администрации Приморского края не предоставили “Ъ” комментарии.
Сегодня в рамках механизма инвестиционных квот в РФ строится 43 судна. Кроме того, в 2019 году Росрыболовство разыграло на аукционах 50% квот на вылов краба, победители которых должны построить 35 краболовов.
В Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) прогнозируют снижение ОДУ минтая к 2023–2024 годам на 15–20%, до 1,6–1,65 млн тонн. Но, как подчеркивает президент АДМ Алексей Буглак, в этом году показатель находится на максимальном уровне за последние 20 лет — почти 2 млн тонн. Период высокой продуктивности всегда сменяется периодом снижения, в данном случае — до среднемноголетнего уровня, что не связано с подрывом запасов, указывает он.
Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков подтверждает, что нацеленность на увеличение флота может нанести вред запасам краба. По его словам, сейчас ОДУ находится на пике, но через пять-шесть лет может снизиться на треть. В результате либо флот не будет загружен достаточными для эффективной работы объемами, либо надо будет увеличивать ОДУ с риском подорвать популяцию, указывает эксперт. Но он не согласен с утверждением ТИНРО о необходимости выбрасывать за борт 80% добываемого краба. По его словам, в 2019 году из РФ было экспортировано 10,7 тыс. тонн камчатского краба в живом виде и, если бы оценка центра была верна, краболовам пришлось бы добыть 53,5 тыс. тонн ресурса, тогда как ОДУ этого краба был только 19,5 тыс. тонн. В ГК «Русский краб» Глеба Франка, которой принадлежит около 15% квот на вылов краба в РФ, воздержались от комментариев.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев указывает, что на краба и минтай приходится более 55% от всего экспорта в отрасли в деньгах ($4,66 млрд в 2019 году), потому снижение ОДУ этих ресурсов неминуемо скажется на финансовом состоянии участников рынка.
В связи с этим любые предложения об увеличении флота, выставлении оставшейся части краба на аукционы и увеличении объема инвестиционных квот, по его мнению, «авантюра с непредсказуемыми последствиями». Алексей Буглак добавляет, что сокращение объема добычи ведет к росту цен, но стоимость ресурсов зависит и от других факторов.
Вице-президент ГК «Антей» Сергей Скляр уверен, что угрозы для популяции краба нет: «Рыбаки в первую очередь не заинтересованы в подрыве ресурсной базы. Это весьма капиталоемкий бизнес, где инвестиции окупаются долго». По его словам, ни в коем случае не нужно ограничивать и строительство судов, которые всегда можно переоборудовать под добычу другого вида продукции. В Росрыболовстве заявили “Ъ”, что большинство единиц запасов промысловых крабов находится в стабильном состоянии, что свидетельствует о сбалансированности действующих мер регулирования промысла.