TikTok и WeChat распространяют цензуру по миру
Австралийский исследовательский институт опубликовал доклад о влиянии китайских приложений
Австралийские ученые из исследовательского института ASPI пришли к выводу, что китайские приложения, например TikTok и WeChat, вводят в других странах жесткие нормы интернет-цензуры, принятые в Китае. А некоторые даже передают властям КНР данные о неблагонадежных лицах и используются властями для передачи персональных угроз таким лицам.
Китайские соцсети, мессенджеры и приложения, набирающие популярность в разных странах, прежде всего TikTok и WeChat, одновременно способствуют распространению принятых в Китае практик цензуры. Об этом сообщили аналитики Австралийского института политических и стратегических исследований (ASPI), опубликовавшие во вторник доклад на эту тему.
Так, приложение WeChat, скачанное около 100 млн раз за пределами Китая, чаще всего цензурирует посты, связанные с гонконгскими протестами и посвященные новому закону о национальной безопасности. По данным ASPI, некоторые аккаунты, владельцы которых пишут такого рода посты, блокируются. Авторы исследования отмечают, что цензура усилилась с начала пандемии COVID-19: например, в WeChat несколько раз цензурировали посты, опубликованные посольствами США, Великобритании и Индии.
Еще более пугающим оказалось то, что от WeChat китайские власти получают сведения, например, о живущих вне страны уйгурах, а потом еще и используют приложение для того, чтобы отправлять своим оппонентам сообщения с угрозами.
«Пользователи WeChat за пределами Китая все чаще обнаруживают, что они оказались в ловушке мобильного расширения Великого китайского файервола, что из-за этого они становятся объектами слежки, цензуры и пропаганды»,— говорится в докладе ASPI. Также авторы исследования указывают на то, что цензурируется не только китайская версия приложения или аккаунты, привязанные к китайским телефонным номерам, о чем было известно и ранее, но и международная версия WeChat.
Видеосервис TikTok применяет более сложные и незаметные способы цензуры: так, он не только блокирует некоторый контент, причем обычно делая это неявно — пользователи не знают, что тот или иной хештег не только фактически не работает, но и, например, понижает тот или иной контент в выдаче пользователям и т. д. Сам TikTok, который работает исключительно за пределами Китая, отвергает обвинения и настаивает на своей аполитичности.
Из доклада также следует, что TikTok часто скрывает слова, связанные с политическими движениями, религией, гендером или сексуальной ориентацией.
Как отмечают в ASPI, сервис нередко цензурирует посты, связанные с протестами этого лета в США, проблемами Синьцзян-Уйгурского автономного района, событиями на площади Тяньаньмэнь, ЛГБТ-тематикой или посвященные целому ряду бывших и действующих мировых лидеров, включая Владимира Путина, Дональда Трампа, Барака Обаму, Ким Чен Ына.
Среди фактически заблокированных хештегов на русском языке — #путинвор, #ялесбиянка, #ягей. При этом, как показали события этой недели, сервис практически до сих пор не может прекратить распространение в своей сети видео самоубийства человека, которое было размещено первоначально на Facebook, но вскоре перекочевало и на TikTok.
«TikTok — это более тщательно отобранный контент, при котором у платформы огромные возможности решать, какой контент показывать пользователям. Большинство из этих хештегов классифицированы в коде TikTok так же, как террористические группы, запрещенные вещества или нецензурная лексика»,— отмечает один из авторов исследования Фергус Райан.
Ваш браузер не поддерживает видео
В начале августа президент США Дональд Трамп издал указы, фактически запрещающие деятельность TikTok и WeChat в стране. Эти действия в Китае подвергались критике, однако, как следует из материалов ASPI, для принятия таких решений были основания. Эксперты института считают, что правительства разных стран должны требовать от мессенджеров и других приложений прозрачности в отношении модерации ими контента, защиты конфиденциальности пользователей и т. д. «Настоятельно необходимо, чтобы государства заняли политическую позицию, при которой все соцсети и интернет-компании должны будут придерживаться одного и того же набора стандартов, вне зависимости от страны их происхождения или собственности»,— говорят они.