Казна испытывает дефицит

Правительство Удмуртии одобрило превышение расходов над доходами на 12,2 млрд рублей

Дефицит бюджета Удмуртии после внесения новых изменений достигнет 12,2 млрд руб. Доходную часть увеличат на 2,67 млрд руб., а расходную сразу на 7,63 млрд. В основном средства пойдут на отрасли, связанные с профилактикой и ликвидацией последствий пандемии нового коронавируса. Для балансировки расходов будут привлечены коммерческие кредиты на 7,4 млрд руб. Эксперты называют внесенные изменения в бюджет вынужденной мерой, а ситуацию схожей с положением дел в других регионах.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Изменения в бюджет Удмуртии на этот год обсудили на заседании правительства республики, которое прошло в режиме ВКС. По словам премьера Ярослава Семенова, они призваны поддержать отрасли экономики, предпринимателей и оказать социальную поддержку гражданам республики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Также они направлены на организацию бесплатного горячего питания школьников начальных классов.

Как рассказала и. о. министра финансов Удмуртии Вера Сухих, решается и вопрос обеспечения бесперебойного функционирования государственных и муниципальных учреждений в четвертом квартале текущего года и софинансирования расходных полномочий республики с учетом поступления целевых федеральных средств.

Доходная часть бюджета республики увеличивается на 2,67 млрд руб. Из них 2,45 млрд — целевые федеральные средства. Большая часть будет распределена на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 620 млн руб., социальные выплаты безработным гражданам — 603 млн руб., оплату ЖКУ — 261 млн руб., развитие жилищного строительства — 260 млн руб. и выплаты стимулирующего характера медицинским и иным работникам учреждений здравоохранения — 250 млн руб.

Расходы бюджета увеличиваются на 7,63 млрд руб. Из них 1,5 млрд пойдут на финансирование расходов здравоохранения, связанные с профилактикой и ликвидацией последствий новой коронавирусной инфекции, 1,4 млрд — на социальную поддержку граждан, в частности ежемесячные выплаты на детей в возрасте 3–7 лет, а также выплат, назначенных в случае рождения третьего ребенка или последующих детей. 1,27 млрд руб. будут направлены на строительство и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры, в том числе объектов здравоохранения, это ФАПы, школа в Кезу, ТПУ в Можге, вертолетная площадка, замена лифтов.

«С целью балансировки расходов, включаемых в закон о бюджете, будут привлечены коммерческие кредиты в объеме 7,4 млрд руб. С учетом вносимых поправок основные показатели бюджета на 2020 год следующие: доходы 89,4 млрд руб., расходы 101,5 млрд руб., дефицит 12,2 млрд руб. С учетом разрешенного федеральным законодательством превышения размера дефицита на сумму расходов, направленных на устранение последствий распространения коронавирусной инфекции, дефицит составляет 11,14% от общей суммы доходов без учета целевых федеральных средств»,— сообщила госпожа Сухих.

Последние изменения в бюджет Удмуртии на 2020 год вносили в мае. Тогда расходы увеличили на 8 млрд руб., из них 4,9 млрд — на профилактику и борьбу с COVID-19. Дефицит бюджета составил 4,8 млрд руб., ранее он был профицитным.

По итогам первого полугодия 2020 года в бюджет республики поступило 36,6 млрд руб., это 40% от годового плана. Доходы в целом исполнены с ростом на 5% к соответствующему периоду прошлого года. Однако его обеспечили внебюджетные доходы. Объем налоговых и неналоговых доходов составил всего 22,1 млрд руб., годовой план выполнен лишь на 35%.

Безвозмездные поступления составили 14,5 млрд руб., с темпом роста 180% по сравнению с полугодием 2019 года: в два раза увеличились дотации из федерального бюджета, которые пошли на обеспечение сбалансированности бюджета, оснащение коечного фонда под COVID-19 и так далее. Субсидии поступили с ростом на 75%, субвенции — на 25%. Прочие межбюджетные трансферты поступили в сумме 1,5 млрд руб., с ростом в два раза в связи с поступлением из резервного фонда правительства РФ на выплаты стимулирующего характера медицинским работникам и работникам стационарных организаций социального обслуживания.

Расходы бюджета республики за полугодие составили 41,5 млрд руб., это 45% от годового плана. Темп роста расходов к соответствующему периоду прошлого года составил 116%. На поддержку отдельных отраслей экономики направлено 5,2 млрд руб., что на 28% больше, чем в первом полугодии 2019 года. Рост обусловлен ранней контрактацией по нацпроектам, пояснила госпожа Сухих. В бюджеты муниципальных образований в форме дотаций, субсидий и субвенций за отчетный период направлено 15,7 млрд руб. На реализацию нацпроектов за полугодие 2020 года направлено 4,1 млрд руб., что на 78% превышает сумму в соответствующем периоде прошлого года. Расходы на национальные проекты за полугодие исполнены на 37% от плана, сообщила и. о. министра.

По данным минфина Удмуртии, на 1 августа 2020 года госдолг республики составлял 52,04 млрд руб., 48% в нем занимают бюджетные кредиты, 38% — кредиты, взятые в банках, 14% — государственные ценные бумаги. С начала года размер госдолга увеличился на 6 млрд руб. В июле 2020 года минфин привлек коммерческих кредитов на 5 млрд руб., из них 2,9 млрд пошли на досрочное погашение ранее взятых кредитов по более высоким ставкам.

Председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по бюджету, налогам и финансам Юрий Тюрин отмечает, что рост дефицита бюджета и возврат к банковским заимствованиям — вынужденные меры в условиях сокращения доходов казны и роста расходов на ликвидацию последствий пандемии. «Безусловно, увеличение дефицита — это вещь неприятная, но необходимо исполнять обязательства по содержанию госучреждений в четвертом квартале, продолжается реализация национальных проектов, задачи по которым с регионов никто не снимал, и нужно их выполнить до конца года. Сейчас идет работа по определению статей, по которым будут сокращаться расходы. Но надо сказать, что подобная ситуация с бюджетом из-за пандемии сейчас во многих регионах страны. Мы ожидаем дальнейшей поддержки от федерации»,— сказал господин Тюрин.

По его мнению, в некоторой части возможно улучшение ситуации по налоговым поступлениям к концу года, но совершенно определенно до плановых цифр дойти не удастся.

Как отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, рост дефицита бюджета Удмуртии осуществляется с учетом разрешенного федеральным законодательством превышения размера. По его словам, дефицит зафиксирован в 47 регионах по итогам полугодия. «В процентном соотношении рост дефицита Удмуртии умеренный, относительно других регионов. Наибольший недобор бюджетных средств зафиксирован в Москве (расходы столицы превысили доходы на 160 млрд руб.) и Подмосковье (ушло в минус на 55 млрд), третье и последующие места среди самых дефицитных регионов после Москвы и области занимают пострадавший от падения нефтяных цен Татарстан (–25,3 млрд руб.). Вероятно, бюджетный дефицит 47 регионов России не свидетельствует о системных проблемах. Регионы столкнулись с новыми вызовами, к которым не были готовы заранее»,— считает эксперт. 

По его мнению, имели значение и доступ к распределению федеральных средств в рамках борьбы с последствиями пандемии, возможность регионов наращивать долговую нагрузку. «Фактически федеральным центром был дан карт-бланш на использование финансовых ресурсов. Текущего федерального финансирования могло быть и недостаточно, но в дальнейшем средства, вероятно, будут компенсированы регионам. Даже если не через прямые дотации, то путем возможности наращивания регионального долга, возврат которого фактически гарантируется Минфином. Ведомство до сих пор не допускало ситуации невыполнения субъектами обязательств по субфедеральным выпускам облигаций»,— говорит господин Миронюк.

Он отмечает, что сложно оценить, насколько дефицит бюджета может стать критичным для Удмуртии через год-полтора, так как не до конца понятно, как будут в ближайшие годы осуществляться дотационные выплаты тем или иным регионам в связи с ситуацией с коронавирусом. 

Михаил Красильников

Вся лента