Советник Александра Бастрыкина отказался от полиграфа
По версии защиты, детектор может добить тяжелобольного генерала
Как стало известно “Ъ”, защита генерал-лейтенанта юстиции Михаила Музраева, советника главы Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина и экс-начальника управления ведомства по Волгоградской области, обжаловала решение Мосгорсуда о продлении ему сроков ареста. Адвокаты называют совершенно безосновательными и даже безответственными легшие в основу решения утверждения следователей ФСБ о том, что сын генерала скрылся за границей, о наличии соединенных в одном производстве десяти уголовных дел, а также затягивании обвиняемым расследования. По словам защитников, волокита наблюдается как раз со стороны следствия, один из его сыновей давно работает за рубежом и ни от кого не прячется, а сам опальный генерал тяжело болен и не получает необходимой медицинской помощи.
«Нами подана апелляционная жалоба на решение Московского городского суда, которым срок содержания под стражей Михаилу Музраеву продлен до 10 декабря»,— сообщил “Ъ” один из его адвокатов, Андрей Грохотов. Он уточнил, что в декабре истекает 18 месяцев — предельный срок, который установлен для предварительного следствия. По его словам, в судебном заседании следователи ФСБ, расследующие уголовное дело в отношении опального генерал-лейтенанта юстиции по обвинению в совершении теракта, злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном обороте оружия и боеприпасов (ст. 205, ст. 285 и ст. 222 УК РФ), пообещали завершить его в установленные законом сроки. То есть предоставить не позднее 10 ноября Михаилу Музраеву и его защите все материалы дела для ознакомления в рамках статьи 217 УПК РФ.
При этом адвокаты называют совершенно безосновательными утверждения следователей ФСБ, которые легли в основу решения Мосгорсуда о продлении сроков содержания в СИЗО 61-летнему советнику по особым поручениям председателя СКР.
В частности, особое возмущение вызвали у стороны защиты слова о возможности Михаила Музраева скрыться, особенно в контексте того, что за границу якобы бежал сын генерала юстиции, выехавший за пределы России 23 марта 2019 года.
Кроме того, представители СУ ФСБ отмечали, что Михаил Музраев якобы затягивает расследование, отказываясь давать показания, проходить психофизиологическое исследование на полиграфе и т. д., а, между тем сейчас в одно производство соединены сразу десять уголовных дел.
«Мы подробно ответили суду на каждую из этих претензий, но, как оказалось, тот не понял их безосновательность, хотя следователь не смог предоставить никаких аргументов»,— сообщил “Ъ” еще один адвокат экс-начальника СУ СКР по Волгоградской области, Владимир Семенцов. Он уточнил, что у его подзащитного трое детей. Старший — Михаил — пошел по стопам отца, некоторое время работал в СКР следователем, но потом уволился. Средний — Иван — учился на юриста за границей и постоянно там проживает. «Это очень образованный и умный парень, работающий в крупной юридической фирме в ОАЭ»,— отметил господин Семенцов, пояснив, что тот уехал за границу и стал там постоянно проживать около шести лет назад. А в последнее время на родине практически не появлялся, так как сначала был занят учебой и работой, а недавно в дополнение к другим заботам у него родился ребенок. По данным защиты, последний раз господин Музраев-младший был в России в августе 2018 года, причем после ареста отца никто его ни на какие допросы не вызывал и никакого процессуального статуса — даже свидетеля по уголовному делу — у не было и нет до сих пор. Точно так же нет вопросов и к старшему брату, который при обыске дома отца действительно вступил в словесную перепалку с оперативниками ФСБ, и тем более к младшей сестре — она сейчас только начинает получать медицинское образование по примеру матери.
Между тем такие ничем не подкрепленные слова представителя ФСБ об Иване Музраеве, как считают адвокаты его отца, могут негативно отразиться на имидже и карьере молодого юриста.
«Нету и никаких десяти уголовных дел Михаила Музраева»,— заявил “Ъ” Владимир Семенцов, пояснив, что в других расследованиях, часть которых уже даже дошла до суда, его клиент никак не фигурирует. Андрей Грохотов добавил, что утверждение о затягивании расследования также не выдерживает никакой критики. «За девять месяцев этого года с Михаилом Кандуевичем следственные действия фактически не производятся!» — заявляют защитники. Они пояснили, что еще в январе сами ставили вопрос о его допросе, однако следователи на это согласились только в апреле, когда свирепствовала пандемия COVID-19. По их словам, попытка дать подробные показания практически сорвалась — так, все участники следственных действий были облачены в защитные костюмы, маски и т. д., долго высидеть в которых в тесном помещении оказалось невозможно. А потому защите предложили дать письменные показания, но их, как утверждают адвокаты, следствие оформлять не стало.
Кроме того, отказ от прохождения «детектора лжи» Михаилом Музраевым его представители связывают отнюдь не с затягиванием следствия, а объясняют исключительно медицинскими противопоказаниями из-за болезни сердца.
Они напомнили, что следствие и суд не обращают внимания на состояние здоровья обвиняемого, перенесшего в 2014 году инсульт и страдающего целым рядом хронических заболеваний. В частности, по данным защиты, сейчас у подследственного немеет правая сторона тела, отнимается рука и ухудшается зрение. «Надеемся, что первый апелляционный суд общей юрисдикции учтет все эти факторы при рассмотрении жалобы»,— отметили адвокаты Михаила Музраева, пояснив, что они просят освободить его под домашний арест или любую другую меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.
Напомним, обвиняемый в организации теракта в отношении губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова находится в СИЗО «Лефортово» с июня прошлого года. Интересно, что сначала считающий себя жертвой оговора и фальсификаций генерал-лейтенант юстиции делил камеру с осужденным за госизмену экс-офицером ФСБ Дмитрием Докучаевым, а в последнее время, по данным “Ъ”, его соседом является еще один выходец из органов госбезопасности полковник Кирилл Черкалин, бывший начальник «банковского» отдела управления «К» СЭБ.