«Почта России» перезаряжает постамат
Запуск сети для доставки заказов откладывается
Закупка «Почтой России» постаматов почти за 1,5 млрд руб. не состоялась из-за отсутствия интереса со стороны поставщиков. Неудача может замедлить амбициозные планы компании по созданию одной из крупнейших постаматных сетей, но там уверяют, что не отказываются от идеи. Проект потенциально может заинтересовать структуры «Ростеха», который как раз сейчас решил выйти на этот рынок.
Объявленная 10 августа «Почтой России» закупка постаматов на 1,49 млрд руб. не состоялась, поскольку на нее не было подано ни одной заявки, свидетельствует информация на сайте госзакупок, опубликованная 1 сентября. Из материалов следует, что как минимум две компании направляли «Почте России» вопросы по закупке, но предложений так и не сделали.
О планах «Почты России» закупить около 5 тыс. постаматов, чтобы начать их установку уже до конца года, “Ъ” писал 4 августа. Собеседники “Ъ” утверждали, что сеть может быть развернута на площадях ритейлеров «Магнит» и «Дикси». Гендиректор «Почты России» Максим Акимов объяснял планы выхода в новый сегмент желанием «быть опорным логистическим партнером для российской и международной отрасли интернет-торговли». Несмотря на отмену закупки, «Почта России» не отказывается от проекта по постаматам, это «правильная бизнес-концепция», заверили в ее пресс-службе.
Причины срыва закупки в компании не пояснили. По словам участников постаматного рынка, у потенциальных подрядчиков могли возникнуть вопросы к сложности технического задания. «"Почта России" указала в тендере достаточно амбициозные сроки, на которые никто из поставщиков не мог подписаться»,— поясняет гендиректор сети «Халва» Денис Петрушевский.
Максим Акимов, гендиректор «Почты России», в интервью РБК 3 июля 2020 года
Каннибализация трафика при развертывании нашей сети постаматов в 5 тыс. точек, если ставить их не в отделениях, составит всего 30%, 70% — это будет новая выручка
Как следует из технического задания, первую партию из 1 тыс. центральных консолей и 1 тыс. дополнительных шкафов исполнитель должен поставить в течение месяца с даты заключения контракта. Рынок не готов к заявленным требованиям, подтверждает гендиректор PickPoint Надежда Романова: «Нет ни одного поставщика, который был бы готов по тем требованиям уложиться в сумму и сроки». В то же время цену, предложенную «Почтой России», можно назвать адекватной, полагает партнер Data Insight Федор Вирин.
Сроки реализации проекта могут сдвинуться, все будет зависеть от того, как быстро «Почта России» сможет провести новый тендер, говорят собеседники “Ъ”. Господин Петрушевский уверен, что компания не откажется от проекта. Однако установить все постаматы до конца года вряд ли удастся, скептична Надежда Романова. Минимальные сроки поставки без ввода в эксплуатацию — минимум полгода, проект в лучшем случае можно реализовать к следующему лету, оценивает она.
Интерес к повторному тендеру может проявить новый участник рынка — «Ростех», слышали собеседники “Ъ”.
4 сентября холдинг «Росэлектроника» «Ростеха» объявил о выводе на рынок постаматов с отечественным программным обеспечением. Госкорпорация могла заинтересоваться рынком, увидев планы «Сберлогистики» и «Почты России», рассуждает госпожа Романова. Как сообщал “Ъ” 26 мая, компания Сбербанка планирует в течение года установить около 10 тыс. постаматов в отделениях банка в 800 городах.
В «Росэлектронике» “Ъ” сообщили, что «готовы к сотрудничеству с любыми заказчиками». Производство уже начато на предприятиях радиоэлектронного комплекса «Ростеха», мощности позволяют производить до 3 тыс. постаматов в месяц, рассказали в холдинге.
Постаматы продолжают набирать популярность в онлайн-ритейле. По данным Data Insight, в постаматы и пункты выдачи заказов в 2019 году было доставлено 155 млн посылок, или 33% от общего числа доставок против 22% годом ранее (расчеты не включают Wildberries). Сейчас, по разным оценкам, на российском рынке установлено от 13 тыс. до 20 тыс. постаматов. У Ozon, по собственным данным, более 6 тыс. постаматов, у PickPoint — 4,7 тыс. (с партнерской сетью — около 7 тыс.). При этом площадей для них становится все меньше, предупреждали участники рынка, особенно в точках сетевых ритейлеров.