Дальневосточная авиакомпания не складывается
Ее заменит альянс местных перевозчиков
Как выяснил “Ъ”, правительство может отказаться от идеи создания единой дальневосточной авиакомпании на базе «Авроры». Вместо этого обсуждается концепция, предложенная Якутией,— альянс местных перевозчиков. Предполагается, что у альянса будет набсовет, определяющий маршруты, тарифную политику и расписание, а бронирование пойдет через российскую «Сирену Трэвел». В то же время Минтранс не сдается и допускает «особую роль» «Авроры» в будущем альянсе. Аналитики считают, что договориться о единой сети и тарифах можно и без управленческой надстройки, которая не гарантирует отсутствие конфликтов внутри альянса.
“Ъ” стала известна обсуждаемая в правительстве структура будущей дальневосточной авиакомпании. Речь идет об альянсе на принципах сохранения юридической самостоятельности участников. В него могут войти «Якутия», авиакомпания АЛРОСА, «Полярные авиалинии», «Аврора», «Камчатское авиапредприятие», «ЧукотАвиа», «Хабаровские авиалинии» и «Сибирская легкая авиация».
Управляющим органом будет набсовет, в состав которого войдут представители регионов, в правление — главы авиапредприятий, а исполнительная дирекция, которая займется принятием оперативных решений по стратегии, будет состоять из глав авиаперевозчиков и исполнительного директора альянса, следует из письма первого зампреда правительства Якутии Алексея Колодезникова в Росавиацию (есть у “Ъ”).
В предложениях сказано, что набсовет будет определять перечень маршрутов, а тарифная политика и расписание полетов альянса будут едиными. В качестве системы продаж предложено использовать российскую «Сирену-Трэвел». Для техобслуживания самолетов помимо центров в Хабаровске и Якутске должны быть созданы семь линейных станций ТО в Улан-Удэ, Чите, Благовещенске, Магадане, Анадыре, Петропавловске-Камчатском (на основе действующего сертификата «Якутии»).
Поручение по созданию на Дальнем Востоке авиакомпании, эксплуатирующей российские суда, Владимир Путин дал по итогам совещания в декабре 2019 года. В начале года власти Сахалина предложили создать ее на базе «Авроры», что поддержал и вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Как сообщали в Минтрансе, «Аэрофлот», которому принадлежит 51% «Авроры», продаст эту долю ее второму акционеру — правительству Сахалинской области, а на базе «Авроры» будет создана дальневосточная авиакомпания.
Идея создать единую авиакомпанию на базе «Авроры» натолкнулась на сопротивление дальневосточных регионов во главе с Якутией. В результате концепция постепенно меняется в сторону создания именно альянса, а не единой компании. Регионы достигли такой договоренности 3 сентября, а 9 сентября, по итогам совещания уже в Минтрансе, было объявлено о создании дальневосточной авиакомпании «на базе консорциума» региональных перевозчиков. Там уточнили, что в качестве одного из вариантов обсуждалась возможность того, что консорциумом будет управлять «Аврора». В предложениях регионов управление со стороны «Авроры» не фигурирует.
Главной задачей консорциума будет обеспечение авиационной доступности субъектов ДФО с использованием отечественной техники, говорят в Минтрасе. При этом в парке «Авроры», которая рассматривается в качестве головной, сегодня только иностранные самолеты — 10 среднемагистральных Airbus 319 и 13 турбовинтовых Bombardier разных моделей.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что идея альянса не имеет особого смысла: они, как правило, создаются для усиления конкурентных позиций участников, а на Дальнем Востоке каждый регион пытается субсидировать своего перевозчика, чтобы налоги оставались «в доме».
Решить задачу оптимизации маршрутных сетей и построения стыковок можно и без административных надстроек, но главный риск — срыва стыковок из-за неблагоприятных погодных условий — не в силах преодолеть ни один альянс.
Минтранс, очевидно, устраивала схема, предложенная «Аэрофлотом», при которой все переговоры можно было бы вести с одним игроком, полагает Олег Пантелеев. Станет ли альянс таким «единым окном» для формирования перспективного парка самолетов и распределения субсидий, судить сложно, но риски того, что внутренние конфликты интересов будут тормозить принятие важных решений, существуют.