Взгляд на ВВП из окна квартиры
ВШЭ предлагает рассмотреть национальные цели развития с общественной стороны
Высшая школа экономики (ВШЭ) в рамках обсуждения целей национального развития и коррекции нацпроектов готовит к публикации доклад о взглядах исследователей университета на этот вопрос. Рабочая версия документа предлагает нестандартный подход к дискуссии о новых приоритетах развития после эпидемических событий 2020 года: стандартные отраслевые и макроэкономические методы в работе ВШЭ второстепенны по отношению к социально-экономическому измерению национальных целей.
“Ъ” ознакомился с частью рабочих материалов доклада экспертов ВШЭ «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития», датированных сентябрем 2020 года. Один из авторов-координаторов доклада в ВШЭ, Наталья Акиндинова, пояснила “Ъ”, что речь идет о коллективной работе экспертов и институций ВШЭ, часть которых принимает участие в обсуждении в правительстве и администрации президента (АП) коррекции национальных целей развития и приоритетных национальных проектов. Напомним, обсуждение изменений в эти документы, в том числе в майский указ президента Владимира Путина о национальных целях, идет с лета 2020 года и должно завершиться к октябрю.
Госпожа Акиндинова согласилась с определением формата работы как расширенной policy paper — доклад будет публичен и, по ее словам, представляет комплексный взгляд ВШЭ на изменение ситуации с национальными целями по итогам коронавирусной пандемии, документ адресован широкому кругу читателей и в том числе призван поддержать экспертную дискуссию по этим вопросам. Формат policy papers среди экономических консультантов правительства в России используется нечасто (фактически его поддерживают, помимо ВШЭ, только РАНХиГС и Институт Гайдара).
Работа состоит из пяти разделов: это, собственно, «Экономическое развитие», «Научно-технологическое развитие и цифровизация», «Инвестиции в человеческий потенциал и повышение его вклада в развитие страны», «Образование как ключевое условие возможностей самореализации и развития таланта» и «Комфортная среда и транспорт».
Уже из структуры доклада виден специальный подход экспертов ВШЭ к теме национальных целей развития.
В действующем формате майского указа используются вместе и отраслевые, и макроэкономические, и гуманитарные цели развития, тогда как базовая точка зрения доклада — гуманитарная, социально-экономическая. Фактически в докладе ВШЭ цели развития довольно последовательно рассматриваются преимущественно с точки зрения интересов граждан и домохозяйств в разных аспектах. Так, тема развития науки и инноваций, в текущих документах правительства и АП обычно выступающая самостоятельной и независимой ценностью, рассматривается через вклад в экономический рост и благосостояние граждан.
Более всего в докладе ВШЭ, в котором практически нет радикальных суждений и предложений по существенному изменению экономической политики в ее основах (так, в его «экономической» главе документ предлагает в ней «дополнительные акценты», в том числе в виде «глубокой» структурной трансформации экономики), этот аспект выражен в главе, посвященной роли предпринимательства. В ВШЭ отвергают подход, в рамках которого МСП рассматривается как «фактор обеспечения занятости населения, иногда — как… компенсаторный инструмент на региональных рынках труда» (это близко к текущему пониманию в РФ роли МСП в экономике), и предлагают рассматривать предпринимательство как фактор роста ВВП не только в статическом, но и в динамическом аспекте. Де-факто эксперты ВШЭ говорят о необходимости стимулирования МСП (предлагаемые меры шире, чем применяются сейчас в программах Белого дома, но в основном стандартны: расширенная финансовая поддержка на разных стадиях, стимулирование экспорта МСП, регуляторная политика, стабильность налогового режима, изменение целевых показателей эффективности поддержки МСП) в том числе как социальной базы для экономического роста. Прямо в работе ВШЭ это не дискутируется, тем не менее Наталья Акиндинова выделяет этот момент, полагая, что новая система поддержки МСП и вопросы развития человеческого капитала в нацприоритетах должны быть увязаны.
Упрощая, речь идет о своеобразной дополнительной «настройке оптики» правительства в вопросах национальных целей и нацпроектов с гуманитарной и даже культурной точки зрения.
Эксперты ВШЭ де-факто предлагают руководствоваться в вопросах нацпроектов не столько целевыми показателями экономического развития, сколько целевой моделью общества и интересов, приоритетных с точки зрения экономического роста социальных групп. Отметим, что во многом доклад ВШЭ созвучен акцентам нового правительства, с января 2020 года уже скорректировавшего как минимум риторику официальных документов по этой теме — в ней реже применяется отраслевой подход к экономическому росту. Впрочем, действующая модель госуправления в РФ слабо приспособлена к публичным дискуссиям по таким масштабным темам — инфраструктуры, в том числе независимой, для таких обсуждений нет (де-факто ВШЭ и предлагает себя как элемент такой инфраструктуры), и в большей степени обсуждение целей развития и вообще экономической политики после 2010–2011 годов идет в закрытом или экспертном режиме.