«Без качественного управления инвестициями проблемы с бюджетом будут возникать каждый год»

Депутат Пермской городской думы, председатель комитета по инвестициям и управлению муниципальным имуществом Сергей Богуславский – об исправлении недоработок транспортной реформы, бюджетном дефиците, перспективах муниципально-частного партнерства и важности финансирования спортивных клубов.

– Вы один из первых депутатов, кто предупредил мэрию о кассовом разрыве в сфере общественного транспорта в 2,3 млрд руб. За счет чего сложилась такая существенная сумма? Как оцениваете меры по сокращению расходов, предложенные администрацией Перми?

– Действительно, о таких убытках можно говорить уже как о факте. Сейчас идут обсуждения предложений по исправлению ситуации. Чтобы понять, насколько эти предложения эффективны, для начала нужно разобраться, где были допущены ошибки. К сожалению, мы с администрацией до сих пор расходимся в оценке факторов, которые привели к убытку.

Департамент транспорта считает, что основная проблема – снижение пассажиропотока в связи с пандемией коронавируса. По мнению мэрии, после окончания пандемии пассажиропоток восстановится и экономика сама по себе вернется к запланированным цифрам. Но, к сожалению, анализ, проведенный депутатской комиссией, говорит о другом: администрация при реализации транспортной реформы заложила пассажиропоток, практически на 40% превышающий ожидаемый на конец 2020 года. Значительная часть бюджетных расходов избыточна и оплачивает перевозку несуществующих пассажиров. Поэтому первое, что следует сделать – снизить объемы транспортной работы.

Но есть еще одна проблема: сейчас перевозчики не несут ответственности за сбор платы за проезд и повышение его эффективности (доходы от оплаты проезда поступают в городской бюджет, откуда перевозчик получает плату за объем выполненной транспортной работы). Комиссия предполагает, что количество не оплачивающих проезд в транспорте увеличилось, в результате это также привело к образованию выпадающих доходов. Контроль количества пассажиров сейчас ведется только по валидаторам: мы считаем, что автобус идет пустой, но на самом деле это не так – просто за проезд платят не все. Это еще одна большая проблема, так как в результате сокращения объемов транспортной работы автобусы могут оказаться переполненными. На мой взгляд, к переходу на бескондукторную систему оплаты в следующем году город точно не готов. К примеру, в Москве такой переход произошел в течение пяти лет. Поторопившись, мы окончательно уроним платежную дисциплину.

Также была недооценена готовность жителей Перми к безналичной оплате проезда. Предполагалось, что ей будут пользоваться около 20% горожан, столько же проездными, а 10% от общего количества поездок будут составлять бесплатные пересадки. Сейчас пересадки составляют 14%, а объем платежей наличными – около 38%. Следовательно, большинство пассажиров платят 24 руб. за поездку (такая скидка установлена при безналичной оплате), а не 26 руб. (цена поездки за наличный расчет). Это тоже выпадающие доходы. С другой стороны, эти цифры доказывают, что пересадки и безналичная оплата оказались востребованы жителями, и это положительный фактор.

– То есть основная проблема – отсутствие объективных данных о пассажиропотоке?

– Есть данные с платежных терминалов, а нужны данные с автоматической системы учета пассажиропотока (АСУП), которая состоит из датчиков на входе и камер видеонаблюдения в салоне. С начала реформы депутаты говорят о необходимости этой системы, и наконец-то она начинает внедряться. С 15 июля АСУП должна была заработать на транспорте, работающем по новым трехлетним и пятилетним контрактам. Но пока результатов мы не видим, так как система заработала не полностью. О реальном пассажиропотоке мы можем говорить после того, как АСУП начнет стабильно работать.

Еще один важный момент – разные подходы депутатов и мэрии к сокращению объемов транспортной работы. Администрация предлагает сократить частоту выхода автобусов на линию и поменять автобусы большого класса на средние. Но в основном общественный транспорт вывозит людей из спальных районов Перми в центр и возвращает их обратно. Предложения администрации могут привести к сокращению числа автобусов на конечных остановках, и транспорт окажется переполненным.

На мой взгляд, нужно сделать по-другому. Сейчас практически все маршруты проходят через центральную часть города. В результате на улицах Пушкина, Островского, у Центрального рынка образуются пробки из автобусов, которые идут почти пустыми. Во многих из них занята только треть посадочных мест. Получается, по центру города мы возим в основном воздух. Здесь кроется большой потенциал для снижения объемов транспортной работы, но для этого необходимо вдумчиво подойти к анализу пассажиропотока на каждом из маршрутов. Причем времени на такие решения совсем немного. По пятилетним и трехлетним контрактам уже расторговано около 70% рынка. Остались только полугодовые контракты, занимающие 30%. И если мы хотим принять решение о сокращении или перераспределении объемов транспортной работы, это нужно сделать до конца сентября. Думаю, для мэрии это должна быть задача №1.

Не стоит забывать, что общественный транспорт – это не только маршруты и автобусы, а еще и остановки, и подходы к ним. Год назад этот сегмент был исключен из внимания исполнительной власти, но дума настояла, чтобы затраты на реновацию остановочных пунктов были включены в бюджет. Ожидаем, что остановки будут приведены в порядок в течение трех лет. Люди не должны ждать на разрушенных остановках под дождем или снегом.

– Насколько эффективно исполнена городская инвестиционная программа по итогам первого полугодия 2020 года?

– В этом году в программу заложено около 11 млрд руб. Кассовый план за первое полугодие – 2 млрд руб. Администрация исполнила его на 90% (1,8 млрд руб.). Кажется, это неплохой результат. Но до конца года нам нужно освоить еще 9 млрд руб. – это очень серьезная задача, такого объема инвестпрограммы еще не было. В прошлом году из запланированных 5,4 млрд руб. было выполнено только 67%.

Уже сейчас есть предпосылки к тому, что программа на 2020 год не будет выполнена. В комитете по инвестициям и муниципальным ресурсам с этого года мы ввели контроль исполнения по так называемой «дорожной карте». У каждого проекта есть этапы реализации: принятие решения, разработка проектно-сметной документации, ее утверждение, конкурс на проведение строительно-монтажных работ, строительство и его завершение. Мы зафиксировали эти ключевые точки, и уже сейчас, к примеру, знаем, что проектно-сметная документация по строительству водопроводных сетей на Висим должна была быть готова в августе. Однако администрация переносит разработку ПСД на декабрь. Следовательно, весь проект сдвигается на 180 дней, и в этом году он выполнен не будет. С начала года мы рассмотрели 28 подобных проектов, и более 20 из них идут с отставанием от 30 до 180 дней. Следовательно, план на 2020 год с большой долей вероятности выполнен не будет.

Сейчас в администрации не хватает консолидированной структуры, которая может координировать и контролировать работу по инвестпроектам. Проекты реализуются по отдельным отраслям, а общую статистику собирает департамент финансов. Если отрасль не передает информацию о том, что какой-либо из проектов не реализуется, то департамент по умолчанию считает, что проект будет выполнен в установленные сроки. В результате каждый год неисполненными остаются 2–3 млрд руб., которые переносятся на следующий год ,и так далее. Если мы не научимся качественно управлять освоением бюджетных средств и прогнозированием инвестпроектов, то проблемы с бюджетом будут возникать каждый год.

–В связи с последствиями пандемии коронавируса, экономическим кризисом, краевые власти стали активнее работать по организации проектов государственно-частного партнерства. Насколько эффективно такая работа ведется администрацией Перми?

– Я уже давно говорю о том, что не все проекты в Перми необходимо реализовывать только за счет средств бюджета. Нужно искать возможность реализовать те проекты, по которым есть возможность предоставления платных услуг, в формате ГЧП. Это позволит высвободить дополнительные средства на проекты, которые можно реализовать только за счет бюджета. С начала этого года такая работа активизировалась.

Например, рассматривается возможность строительства бассейнов на принципах муниципально-частного партнерства (МЧП). У жителей города есть спрос на такие объекты в каждом районе Перми. Сейчас бассейны отсутствуют в пяти районах. При этом стоимость одного бассейна составляет 200–220 млн руб. Окупаемость – восемь-девять лет. Программа по строительству бассейнов на территории Перми обойдется в 1 млрд руб. А в городском бюджете на строительство бассейнов предусмотрено всего 400 млн руб. При реализации проекта в формате МЧП средств хватит, чтобы дать инвестору субсидию, это позволит снизить срок окупаемости объекта до пяти лет. На такой срок инвестор вполне может взять кредит, чтобы получить средства на строительство спортивных объектов.

Сейчас существует развилка: построить два бассейна за счет бюджета либо привлечь частные средства и построить пять объектов за тот же срок. Это хороший пример эффективности ГЧП. К сожалению, мы уже полтора года обсуждаем этот проект, но с мертвой точки он не двигается, потому что компетенции по реализации проектов ГЧП «размазаны». Нет единого центра принятия решений и ответственности, так же как с инвестпроектами. Надеюсь, такая структура появится в мэрии в ближайшее время. Это позволит эффективнее использовать бюджетные средства и построить больше объектов важных для жителей города.

– Некоторые депутаты высказывались, что в условиях кризиса расходы на профессиональные спортивные клубы, в том числе БК «Парма», стоит сокращать. Согласны ли вы с этим?

– Спортивный клуб – это часть социальной инфраструктуры города, место для досуга горожан. Такое же, как театры или кинотеатры. Кроме того, профессиональные клубы мотивируют детей заниматься спортом. Дети интересуются спортом, если у них есть кумиры, примеры успешного развития спортивной карьеры. И «Парма» как раз служит таким примером: в клубе играют пермские ребята, прошедшие путь от детско-юношеских школ до команды лиги ВТБ. Например, Александр Платунов – кандидат в сборную России, или Иван Ухов – игрок ЦСКА, чемпион Евролиги. Глядя на такие примеры, дети вместо того, чтобы слоняться по улицам, приходят заниматься в спортивные залы. Сейчас мы наблюдаем бум обращений в детско-юношеские спортивные школы, спортивные секции по баскетболу. За последние два года стало не хватать спортзалов, чтобы вместить всех желающих заниматься баскетболом.

И если сейчас мы примем решение о сокращении финансирования клуба, то ориентир для детей исчезнет. Когда уже не было «Урал-Грейта» и еще не было «Пармы», интерес к баскетболу пропал. Появилась «Парма», и дети снова пошли на баскетбол. Очень легко разрушить то, что создавалось годами. Это хорошо заметно на примере «Амкара»: мы очень быстро потеряли команду, игравшую в Премьер-лиге, и сейчас все приходится начинать заново, с низших дивизионов.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...