Варшава продвигает Baltic Pipe
Может ли Берлин найти альтернативу «Северному потоку-2»
Варшава предложила заменить «Северный поток-2» на «Балтийскую трубу». Baltic Pipe — это польский газопровод, который планируется достроить осенью 2022 года и наполнять топливом из Норвегии. В правительстве республики заявили, что готовы предоставить Германии эту инфраструктуру, если Берлин откажется от совместного с Россией проекта. Насколько это серьезная угроза «Северному потоку-2»? Разбирался Григорий Колганов.
Технически Baltic Pipe никакая не альтернатива российскому проекту. Пропускная способность польского газопровода примерно в 5 раз меньше: 10-12 млрд кубометров в год против 55 млрд. Но проблема еще в том, чей газ собирается Варшава закачивать в свою трубу, отмечает заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: «Это норвежский газ, который делает крюк через Данию и Балтийское море и приходит в Польшу. Но Германия имеет сейчас крупнейшую инфраструктуру по получению норвежского газа, которая недогружена в связи с тем, что ресурса в Норвегии недостаточно, чтобы полностью ее заполнять. То есть после строительства Baltic Pipe речь будет идти о том, чтобы забрать часть газа из действующей инфраструктуры, в том числе немецкой, и пустить ее в обход в ту же Германию».
Официальный Берлин вряд ли будет всерьез рассматривать такое предложение Варшавы. Во-первых, сомнительная выгода этого проекта для Германии очевидна. Во-вторых, поляки взамен могут попросить денег, предполагает немецкий политолог Александр Рар: «“Северный поток-2” строится компанией, деньги налогоплательщика-европейца не задействованы. А поляки хотят, чтобы эти их терминалы строили за европейские деньги. У них денег на это нет, и никакая Европа, никакой европейский налогоплательщик не будет вкладывать деньги в этот проект».
Нынешний виток споров вокруг судьбы «Северного потока-2» появился из-за ситуации с отравлением Алексея Навального. Некоторые немецкие политики напрямую увязывают достройку газопровода с эффективным расследованием покушения на оппозиционера. Даже канцлер Ангела Меркель, ярый сторонник проекта, заняла выжидательную позицию. Так что риторика Варшавы может лечь на благодатную почву, тем более что многие в Германии уже поставили крест на «Северном потоке-2» из-за угрозы американских санкций, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Однако Берлину выгодно, чтобы жизнь в проекте теплилась как можно дольше.
«Когда возникли санкции против любого судна-трубоукладчика и его владельца, все бросили и ушли, то есть проект некому достраивать. Но это очень удобный проект для обвинения Соединенных Штатов во вмешательстве во внутренние дела Германии и Европы, и поэтому такой удобный предлог упускать из рук немцы совершенно не хотят»,— считает Крутихин.
Дмитрий Дризе — о судьбе «Северного потока-2»
Впрочем, полный отказ от «Северного потока-2» чреват многомиллиардными потерями для европейских компаний, вложившихся в строительство газопровода. Этот ущерб придется компенсировать. Кроме того, для Германии этот проект может стать хорошим аргументом в дискуссии вокруг дальнейшей евроинтеграции, напоминает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович. При этом он не исключает, что строительство на фоне охлаждения российско-германских отношений будет заморожено на неопределенный срок:
«Европейский союз находится на переходной стадии. Там идет выбор между дальнейшей интеграцией и передачей полномочий в пользу наднациональных органов власти либо, наоборот, возвращением полномочий национальным правительствам. И для Германии на фоне этих дискуссий будет очень неплохо контролировать транзит газа через себя и в Чехию, и на север Италии, поэтому в долгосрочном плане шансы на реализацию проекта по-прежнему есть. Но я не удивлюсь, если в ближайшее время мы услышим фразу о том, что пока что остановимся, возьмем паузу и так далее».
Но пока у «Северного потока-2» есть более насущные проблемы: непонятно, сможет ли судно-трубоукладчик «Академик Черский» достроить газопровод и найдется ли компания, готовая эти работы застраховать.
Тем временем газета Die Zeit со ссылкой на источники сообщила, что Алексея Навального отравили новым типом «Новичка», более смертоносным, чем его предыдущие вариации. Издание пишет, что оппозиционер должен был умереть в самолете, но остался жив «благодаря цепочке счастливых случайностей» — действиям пилота, который вовремя посадил самолет, и врачей, оперативно вколовших ему атропин.