Турецкий вопрос доплыл до Корсики
Страны ЕС готовят скоординированный ответ на действия Анкары в Средиземном море
За две недели до саммита Евросоюза, главной темой которого станет нарастающий конфликт Кипра и Греции с Турцией, кризис в Восточном Средиземноморье обсудили на высоком уровне сразу на нескольких европейских площадках. Самой представительной стала встреча на французской Корсике, где президент Франции Эмманюэль Макрон принял лидеров «Средиземноморской семерки» стран—участниц ЕС. Если им удастся уговорить остальных партнеров по Евросоюзу ввести ограничительные меры против Турции, это может разблокировать и введение санкций в отношении Белоруссии.
Визит президента Франции Эмманюэля Макрона на Корсику был формально приурочен к годовщине начала на острове в 1943 году антифашистского освободительного восстания. По идее, это должно было помочь господину Макрону набрать очки как на внешней, так и на внутренней политической арене. Ведь к Парижу корсиканцы традиционно настроены если не враждебно, то скептически: на острове популярны националистические, а то и сепаратистские взгляды, хватает социально-экономических проблем, жители жалуются на преступность и коррупцию, а теперь еще и пандемия оставила их без турпотока и заморозила многие работы по улучшению инфраструктуры.
Нельзя сказать, что президента приняли на острове тепло: некоторые местные политики попросту отказывались от встречи. Среди прочего их возмущает по-прежнему ограниченная автономия четвертого по величине острова в Средиземном море. Например, итальянские Сицилия и Сардиния имеют большую независимость от Рима, чем Корсика — от Парижа. Представители острова — форпоста Франции в Средиземном море — были приглашены на ужин с президентом республики, но не на саммит по проблемам Средиземноморья.
Именно эта встреча должна был позволить лидерам «Средиземноморской семерки» Евросоюза (Франции, Италии, Испании, Португалии, Греции, Мальты и Кипра) подготовиться к запланированному на 24–25 сентября саммиту ЕС.
Главной темой встречи на высшем уровне станет конфликт с участием Турции с одной стороны и Греции и Кипра — с другой.
На фоне давних противоречий между Анкарой и европейскими странами по беженцам и по ливийскому кризису поводом для нового обострения стали действия Турции в спорных водах. 10 августа турецкое судно Oruc Reis в сопровождении военных кораблей приступило к проведению сейсмических исследований неподалеку от греческого острова Кастелоризо. Кроме того, Анкара направила суда для проведения исследований в те районы, в которых Кипр дал разрешение на добычу газа компаниям из США, Франции и Италии.
«Мы говорим Турции: с нынешнего момента и до саммита ЕС докажите свою готовность к диалогу по Восточному Средиземноморью»,— заранее призвал глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, давая понять: в противном случае Париж намерен поддержать введение ограничительных мер. Выступая в четверг в корсиканском городе Аяччо, президент Макрон заявил: «Ясно, что Турция больше не является партнером в этом регионе. Она приумножает провокации, которые недостойны большого государства».
Турецкие методы бурения в исключительной экономической зоне Кипра французский лидер назвал «неприемлемыми».
Как ранее дали понять главы МИДов стран—участниц ЕС, санкции в отношении Анкары уже прорабатываются. «Если Турция решит продолжать свой нынешний курс, тогда не будет иной альтернативы, кроме как принять умные и эффективные меры. Посредством санкций мы должны послать четкий сигнал: Евросоюз полон решимости защищать безопасность в близком районе Восточного Средиземноморья и не допускать провокационных и нелегальных действий»,— объявил в четверг замглавы МИД Греции Мильтиадис Варвициотис, выступая на заседании комитета Европарламента по иностранным делам, которое также было посвящено отношениям с Турцией.
Ранее глава европейской дипломатии Жозеп Боррель рассказал: «ЕС может включить в черный список конкретных лиц (из Турции.— “Ъ”), активы, включая суда, запретить им возможность использования европейских портов и береговых услуг, финансирования. Кроме того, могут быть применены меры секторального экономического характера». Кроме того, в четверг несколько членов Европарламента от Греции предложили одобрить эмбарго на поставки Анкаре оружия.
Между тем, как сообщило в четверг агентство Reuters со ссылкой сразу на четыре источника в структурах ЕС, именно обсуждение санкций в отношении Турции затормозило введение общеевропейских санкций против Белоруссии.
По данным агентства, главы МИДов всех стран ЕС предварительно согласовали список белорусов, которых добавят в черный список на въезд в ЕС, но затем Кипр попросил дополнительное время для его изучения. Многие расценили это как шантаж со стороны киприотов, якобы желающих добиться максимально жесткого ответа Анкаре. Впрочем, один из кипрских дипломатов на условиях анонимности пояснил Reuters, что просьба о дополнительном времени была связана исключительно с нехваткой кадров в МИД Кипра, а не с желанием увязать санкции в отношении Анкары и Минска.
Хотя санкции уже готовятся, шансы — хоть и небольшие — на дипломатическое урегулирование конфликта все еще сохраняются. В четверг военные представители Турции и Греции провели в Брюсселе встречу — она состоялась в штаб-квартире НАТО, членами которого являются обе страны. Впрочем, как пояснили в Анкаре, речь шла не о политических разногласиях, а о «технических вопросах по предотвращению конфликтов в Средиземном море».