Труппы уходят на карантин
Получается ли у театров соблюдать все меры безопасности
Крупнейшие театры отменяют спектакли — все больше их актеров заболевают коронавирусом. Речь, в частности, идет о Большом театре, там 10 сентября не состоялось представление оперы «Дон Карлос». О переносах спектаклей уже заявляли и в петербургской Мариинке. Еще в начале августа большинство театров в столице говорили, что возобновлять репетиции и приглашать зрителей в залы еще рано. “Ъ FM” поговорил с представителями крупных театров спустя полтора месяца и выяснил, получается ли соблюдать все необходимые меры безопасности и продолжать работать в период пандемии. С подробностями — Александр Мезенцев, Ульяна Миненкова и Елена Иванова.
Мариинский театр вернулся к репетициям одним из первых, еще в начале июля. Но в последний месяц в СМИ о них пишут не из-за начала нового сезона, а из-за вспышки коронавируса. В августе три сотни артистов балетной труппы отправили на карантин.
И стоило представителям Роспотребнадзора заявить, что ситуация в Мариинке налаживается, как вновь новости о заболевших. Так, положительный тест получил оперный певец Ильдар Абдразаков. Правда, работал он не в Петербурге, а в Москве — как приглашенный солист в Большом театре. Опера «Дон Карлос» с его участием уже прошла 6 и 8 сентября, но представление 10 сентября пришлось отменить.
Деньги всем зрителям вернут на карту автоматически, но вот что будет дальше, неизвестно, рассуждает солист оркестра Большого театра Борис Лифановский: «Кто-то будет сдавать тесты. Может быть, кого-то отправят на карантин, если положительные тесты.
Вообще, руководство старается сделать так, чтобы в театре было поменьше людей, насколько это возможно. Отдельные гримерки у солистов, хор распределили, все более социально дистанцированы.
Надо понимать, что если спектакль идет, особенно такой масштабный спектакль, как “Дон Карлос”, там социальная дистанция может выдерживаться в достаточно ограниченных масштабах».
Еще один случай коронавируса подтвердился у актера Российского молодежного театра Евгения Редько. 11 сентября он должен был исполнять главную роль в спектакле «Сын», но теперь премьеру пришлось перенести на 25 сентября. Как рассказала директор РАМТа Софья Апфельбаум, над другими постановками работа продолжается: «Назначили большое тестирование тех сотрудников, которые непосредственно работали на спектакле. Все репетиции проходят отдельно. Группа, которая работала над спектаклем “Сын”, она довольно компактна, и поэтому остальные сотрудники не соприкасались с этими репетициями. Если, не дай Бог, выявится, что кто-то, кто вместе с Евгением Николаевичем работал, инфицирован, естественно, мы будем делать замены. Мы постараемся сохранить репертуар по возможности».
Репетиции прекращались и в Театре имени Евгения Вахтангова. Еще в конце августа двое актеров получили положительный тест на коронавирус. Вся труппа ушла на каратин, но отсидела всего пять дней, поскольку повторные анализы инфекции не подтвердили. Впрочем, такие перерывы в работе никого не смущают, говорит директор театра Кирилл Крок: «Если артист хотя бы раз в неделю не выходит на сцену, не тренирует свой актерский аппарат, он теряет навыки. Нельзя на удаленке репетировать, нельзя на удаленке играть спектакли. Мы будем раздавать всем зрителям маски, мы будем делать все мероприятия, которые предписаны Роспотребнадзором. Если вдруг мы поймем, что у нас заболел артист, и понимаем, что мы их не заменим, значит, мы будем менять спектакль».
И все же отменять или переносить постановки, уводить труппы на карантин и проводить бесконечные тесты — дело недешевое.
Оправданно ли в таких условиях возвращаться на сцену?
Экономика сейчас не главное, считает спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству и художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой: «Мы не получали поддержки от государства за эти полгода. Притом, что мы продолжали платить зарплату более чем 200 сотрудникам. Открытие театра, когда мы не можем посадить в зрительном зале больше 50% публики, экономически не выгодно. Мы идем на убытки с тем, чтобы, когда ограничения закончатся, публика уже привыкла к тому, что мы работаем».
По словам Швыдкого, на следующей неделе в столице начнется масштабная акция под символическим названием «В театре безопасно». Площадки на своих страницах в социальных сетях будут рекламировать друг друга, как это делали во время пандемии российские телеканалы.
В Санкт-Петербурге все театры смогут начать работу с 12 сентября — Мариинка и Александринка открылись раньше в качестве исключения. При этом в последние дни в городе ежедневно выявляют более 200 новых случаев коронавируса.