Гонки на своих хромых
Развивающиеся экономики догоняют развитые по производительности труда слишком медленно
Развивающимся странам понадобится по крайней мере 140 лет, чтобы сократить разрыв в уровне производительности с развитыми странами хотя бы вдвое, следует из данных Всемирного банка. Даже при более высоких ежегодных сравнительных темпах прироста производительности с 2000 года развивающиеся страны сокращали разрыв только на 0,5% в год. В то же время с 1990 года доля экономик с наименьшими уровнями продуктивности сократилась вдвое, что позволяет говорить о прогрессе хотя бы в абсолютных показателях.
Хотя производительность труда в развивающихся странах с 2000 года росла быстрее, чем в развитых, разница в ее уровнях между этими типами экономик остается значительной, констатирует обзор аналитиков Всемирного банка, посвященный изменениям продуктивности в различных странах мира.
Как отмечают авторы работы, ее новизна заключается в оценке перспектив появления сопоставимых уровней производительности в странах с разными уровнями экономического развития. Гипотеза о том, что это произойдет, появилась после того, как рост разрыва в производительности между развивающимися и развитыми странами в 1970–1990 годах сменился его сокращением в 2000-х. С 2000 года ежегодный прирост уровня производительности в 60% развивающихся стран был выше, чем в развитых,— если в первых он составлял 2–3% в год, то во вторых — 0,5–2%.
Благодаря более быстрым темпам прироста доля развивающихся стран, входящих в группу с наименьшими показателями производительности (менее $10 тыс. на одного занятого), сократилась вдвое.
Однако даже в таких условиях разрыв в производительности между развитыми и развивающимися странами сокращался в среднем всего на 0,5% в год — и для его уменьшения хотя бы вдвое развивающимся экономикам при нынешних темпах процесса понадобилось бы еще почти 140 лет.
Сейчас производительность труда в странах с развивающейся экономикой составляет всего 16% от среднего показателя для стран с развитой экономикой, а уровень продуктивности даже среди 10% лучших рабочих мест в развивающихся экономиках составляет всего 70% от 10% наименее производительных рабочих мест в развитых.
Среди развивающихся стран наибольшая производительность труда зафиксирована на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а наименьшая — в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии.
В первых двух регионах она составляет 41% от уровня производительности в развитых странах (около $40 тыс. на одного работника), в двух других — только 9% и 7% (около $5 тыс.).
С учетом структуры экономик основной прогресс в сокращении разрыва в производительности произошел в развивающихся странах, выступающих сырьевыми импортерами,— если в 1990–1999 годах их уровень производительности составлял 10% от уровня развитых стран, то в 2000–2018-м он вырос до 14% (что вполне объяснимо с учетом роста мировых цен на сырье). Напротив, аналогичный показатель для стран — сырьевых экспортеров (Россия прямо в обзоре не упоминается) снизился с 29% до 25%, хотя именно они по-прежнему сохраняют первенство в этой группе.
При этом развивающиеся страны с более высоким уровнем продуктивности предсказуемо характеризуются более высоким уровнем образования, позволяющим увеличивать эффективность производства, внедрять новые технологии и привлекать иностранные инвестиции.
Также в них распространено более эффективное госуправление — в том числе за счет сокращения коррупции и политического насилия и обеспечения правовой и институциональной стабильности.