Водный вопрос испортил крымчан
Юго-запад полуострова не хочет делиться рекой с Севастополем
Крым столкнулся со своеобразным водным расколом. Жители Бахчисарайского района выступили против проекта переброски паводковых вод из их реки для водохранилища Севастополя. Ранее именно такой план врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев представил президенту России Владимиру Путину в качестве одной из мер решения водного кризиса на полуострове. Местные экологи предупреждают, что проект переброски приведет к обмелению долины реки Бельбек. Но господин Развожаев настаивает, что другого варианта нет, и призывает несогласных «проявить государственный подход».
В начале сентября врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев рассказал президенту России Владимиру Путину о серьезном дефиците воды в городе. По его словам, из-за жаркой погоды, отсутствия осадков и водопотерь в сетях начал опускаться уровень Чернореченского водохранилища — главного источника воды для города. «Нам до конца года этой воды хватит, но если, по прогнозам, такая ситуация будет сохраняться, то мы в очень тяжелом состоянии будем входить в следующий год»,— признал врио губернатора. Чтобы решить проблему, господин Развожаев предложил перебросить воду с другой части полуострова. «Есть проект, который в принципе был задуман еще в советское время. К нему несколько раз возвращались в последующие годы, но он так и не был реализован,— сказал господин Развожаев.— Это переброска части воды из реки Коккозка в Чернореченское водохранилище. Река Коккозка — это река горной системы, и в паводок, где-то с января по март, около 15 млн тонн в месяц избыточной воды уходит в море. Эту воду можно было бы собрать и перебросить в Чернореченское водохранилище. Это позволило бы нам в паводок как раз с января по март пополнить Чернореченское водохранилище и обезопасить Севастополь, Черноморский флот и, собственно, всех потребителей от дефицита воды».
Он добавил, что порядка 12 млн кубометров полученной воды можно было бы передать в Симферополь, «то есть это решение двух вопросов одновременно».
По его словам, сейчас паводковая вода Коккозки никем не используется — «это просто избыточная вода, которая уходит в море». Господин Разможаев подчеркнул, что обсудил проект с главой Крыма Сергеем Аксеновым поскольку река Коккозка находится на территории республики: «Он тоже готов к реализации проекта, он его поддерживает». Остается построить 60-километровый водозабор с насосными станциями. По словам господина Развожаева, это будет стоить 3,8 млрд руб. Еще 3,6 млрд потребует капитальный ремонт сетей водоснабжения Севастополя, что позволит уменьшить водопотери с 40% до 20%. «К сожалению, при Украине в водоотведение не инвестировалось вообще ничего»,— посетовал врио губернатора.
«Вашу просьбу по поводу водоснабжения, безусловно, обсудим и будем поддерживать»,— заявил Владимир Путин. Президент пообещал оформить поручение правительству и попросил господин Развожаева «проработать с федеральными органами власти темпы этой совместной работы, сроки и так далее». «Объемы финансирования вы в принципе назвали, нужно просто выверить эти цифры и начинать работу»,— сказал Владимир Путин.
Однако «началу работы» воспротивились жители Голубинского сельского поселения, расположенного в Бахчисарайском районе Крыма, в верхней части долины реки Бельбек и долине реки Коккозка.
Как сообщили “Ъ” в администрации поселения, большинство депутатов сельского совета выступили против проекта. По их мнению, переброска паводковых вод в Чернореченское водохранилище Севастополя приведет к экологической и гуманитарной катастрофе в Бельбекской долине, где живет около 30 тыс. человек.
Депутатов поддержали ученые: гидролог МГИ РАН Роза Миньковская считает, что проект господина Развожаева обязательно приведет к обезвоживанию реки Бельбек. Она пояснила, что Коккозка и реки, наполняющие Чернореченское водохранилище, имеют паводочный режим. Они находятся близко, поэтому паводки и половодья происходят одновременно. Водохранилище в этот момент полностью наполняется, и происходит сброс излишков в русло Черной реки. В этот период, уверен гидролог, дополнять забор стоком Коккозки не имеет смысла. «А в маловодную фазу стока с нее просто нечего будет взять. То есть по объемам получается, что всю добытую воду будут забирать в Крым, тем самым обезвоживая реку Бельбек. Не будет паводка, не будет промываться русло, не будут питаться подземные водозаборы, и таким образом наш регион и жители Бельбекской долины будут испытывать серьезный дефицит пресной воды»,— заявила “Ъ” госпожа Миньковская.
По ее словам, местные гидрологи давно подготовили альтернативный проект. «Нужно паводочный сток реки Бельбек в многоводный период, все ее излишки, накапливать в водохранилище естественного стока в Камышовской балке,— говорит она.— Сейчас эти излишки уходят в море — примерно одно Чернореченское водохранилище в год. Помимо этого данный проект поможет прекратить постоянные подтопления в низовьях реки в районе Любимовки. Этот проект мы предлагаем на протяжении многих лет, он более рационален как с экологической, так и с экономической точки зрения. А то, что хотят реализовать власти города,— это сиюминутное и непродуманное решение, которое нанесет ущерб реке Бельбек. Недаром этот проект всегда отвергали, в том числе и в советские времена».
«Перебрасывать воду из Коккозки в Черноречье нецелесообразно,— поддерживает протестующих учредитель общественной организации "Блокпост Севастополь" Андрей Ситников.— Никоим образом это нас не спасет от засухи, а долину обезводит. В частности, приведет к уменьшению водоснабжения 12 сел, потере пресной воды, усилению оползневых процессов и возможному разрушению нескольких дорог, обмелению, загрязнению реки Бельбек, вымиранию краснокнижных животных и растений». Он напомнил, что аналогичный проект уже хотели реализовать в 2015–2016 годах, но тогда его отменили из-за протестов местных жителей.
Интересно, что Сергей Аксенов, о согласии которого сообщил господин Развожаев, в 2016 году ходатайствовал об исключении аналогичного проекта из ФЦП развития Крыма и Севастополя. «Решение принято исключительно в интересах экологической безопасности республики и жителей, проживающих на конкретной территории»,— подчеркивал четыре года назад глава Крыма.
Тем не менее Михаил Развожаев настаивает, что переброска паводковых вод Коккозки в севастопольское водохранилище не нанесет вреда экологии, и других вариантов решить проблему водоснабжения города просто нет. «В настоящий момент нет другой технической возможности наполнить Чернореченское водохранилище. Здесь все должны проявить государственный подход и максимально сохранить экологию, и это возможно в сегодняшнем варианте нашего проекта,— заявил он СМИ.— Это не тот проект, который был разработан в советские времена, никакой дамбы там строиться не будет. Это так называемый ковшевой водозабор, который может регулировать выпуск паводковых вод. Забор можно будет делать только в пик паводка и только избыточных вод, которые не востребованы, которые проходят в море». Он сообщил, что на следующей неделе в Крыму состоится большое совещание, на котором руководство двух регионов примет окончательное решение по реализации проекта.