Осторожно, дети!
Директор языковой школы «Лингвист» Наталья Власова — о влиянии на будущее
Дети — не просто часть стиля жизни. Они — те, кто его формирует. Именно поэтому вопрос о том, как растить детей, так живо волнует каждого члена общества, — включая тех, у кого детей нет. Работая над отношениями с детьми, мы фактически выстраиваем свое будущее, ведь именно сегодняшние подростки через 20 лет будут решать, что делать с окружающим миром — тем миром, в котором мы на тот момент все еще планируем жить. И, реализуя свою модель взращивания счастливого, талантливого и образованного ребенка, мы не всегда понимаем, что очень часто сами являемся главным источником и успехов, и неудач.
Осознаем мы или нет, но подобно тому, как перелетные птицы интуитивно выбирают дорогу на юг, мы автоматически ограждаем детей от того, что было дурного в нашем детстве, и пытаемся дать то, чего нам не хватало. И если не так давно, в поколении наших родителей, было нормой пугать «ремнем», то наши дети, скорее всего, с недоумением и непониманием отреагируют на фразу «Сейчас папа ремень вытащит…» Дети – это наша проекция в будущее. И то, каким оно будет, зависит сегодня от нас с вами.
Я не открою великую тайну, если стану утверждать, что любая учительница начальных классов знает, что ребенок – это зеркало семьи.
Пока дети не получили «прививку взрослости», они показывают и проецируют в мир все, что происходит с их родителями в семье. Как в зеркале, в детях мы можем видеть все наши ошибки, просчеты, успехи и открытия.
Сегодняшние дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо за весь известный нам отрезок истории. Они родились не с чувством вины, а с гаджетами. Они не реагируют на принуждения, нотации, наказания и запреты, но чутко отзываются на уважение к их праву выбора. Конечно, они не всегда правы, среди них есть «трудные» дети, и большинство из них «особенные», но все они отчаянно борются за то, чтобы их способности были замечены и признаны. Видимо, нам в детстве очень недоставало принятия, признания и внимания к нашей индивидуальности. Мы строем ходили в столовую, в кружки, в институт и замуж.
Сегодня нам непривычно относиться к детям как к равным себе, но именно этого требует от нас время.
Есть ощущение, что дети сразу родились выше на голову технологически, чем мы, а в человеческом плане — гораздо естественнее нас. С одной стороны, дети интуитивно знают, что хорошо и правильно, и замечают все, что есть в нашем мире ошибочного и дурного. Но с другой, нам стало сложно применять старую добрую систему «кнута и пряника». Поощрять материальными ценностями мы не можем, потому что у современных детей в «базовом комплекте» есть все необходимое, а к излишествам они относятся спокойно. Что же нам остается? Развивать интерес. Заинтересовывать тем, что нравится им. И начинать всегда желательно с себя.
Если родители говорят, что у них трудный подросток, то разбираться нужно с собой и со своими трудностями. И делать это открыто и искренне.
Потому что если дети замечают, что в попытках взрослых заставить их сделать что-то присутствует скрытый мотив, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. Дети копируют нас, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии в будущем, которое рождается в семье, детском саду и школе. И от того, какую семью мы создали, в какую школу отдали ребенка, какие люди работают в «храме науки» и какие одноклассники его окружают, и будет зависеть наше будущее. Что возьмут от нас, а что оставят в прошлом, покажет время. А наша задача — передать им то, что есть хорошего в каждом из нас здесь и сейчас.