Велошеринг протестируют в области
Сервис проката «Смарт Групп» выйдет на рынок Ленобласти
«Смарт Групп», запустившая под брендом SmartBike в мае 2020 года велопрокат в Петербурге, расширяет сервис на три города Ленобласти: Гатчину, Сосновый Бор и Выборг. В компании пока заявляют, что только тестируют модель в регионе, но готовы добавить в приложение около 18 областных городов. В Петербурге «Смарт Групп», в отличие от предыдущих велосервисов, функционирует без субсидии со стороны города. По данным “Ъ”, в Ленобласти — из-за низкой интенсивности движения — власти рассматривают поддержку велошеринга прямыми дотациями из бюджета или грантовыми программами.
О планах расширения сети на область “Ъ” рассказал генеральный директор «Смарт Групп» Руслан Каврюков. По его словам, по 30 велосипедов поставлено на прошлой неделе в Гатчину и Сосновый Бор, до конца сентября техника также появится в Выборге. Велосипеды будут эксплуатироваться в тестовом режиме несколько недель. После этого компания проанализирует «срез активности» и оценит бюджет, отмечает он.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Смарт Групп» зарегистрировано в мае 2016 года, занимается торговлей. 100% в капитале компании принадлежит Евгению Гарбузову. По данным ФНС, выручка в 2019 году сократилась более чем в три раза, составив 28,4 млн рублей, чистый убыток за этот период — 4,5 млн рублей против прибыли годом ранее.
Первоначальные инвестиции «Смарт Групп» в петербургский проект составили около 50 млн рублей, сообщали в компании ранее. В город поставлено более 1 тыс. велосипедов. По сравнению с «Велогородом» (100% принадлежит Алексею Линькову), развивавшим прокат в предыдущие годы и дотировавшимся из бюджета (с 2015 по 2018 годы выделено 137 млн рублей), компания не получает субсидию и рассчитывает заработать только на платежах за аренду. Сейчас в сервисе зарегистрировано более 100 тыс. пользователей, уточнил господин Каврюков. Для сравнения, аудитория «Велогорода» за пять лет работы составила 200 тыс. пользователей. В середине июля «Смарт Групп» повысила базовый тариф на 20% — с 50 до 60 рублей за 30-минутную аренду велосипеда (далее 5 рублей в минуту).
Сезон велопроката в Петербурге будет открыт, «пока позволяет погода», добавляет Каврюков, рассчитывая продолжить работу сервиса в октябре. Он отмечает, что, кроме названных городов Ленобласти, компания рассматривает запуск сервиса в Кингисеппе, Кировске и Всеволожске. В целом к программе велошеринга могут быть подключены около 18 областных городов, которые выбирались совместно с проектом «Вело-47» (финансируется за счет гранта губернатора Ленобласти).
По словам депутата ЗакСа Ленобласти Александра Русских, «Смарт Групп» может претендовать на субсидию или грант со стороны правительства Ленобласти. «Такой вариант не исключает губернатор региона Александр Дрозденко. Теоретически можно оформить франшизу сервиса на НКО, которые субсидируют грантами»,— говорит господин Русских. В пресс-службе господина Дрозденко вопрос о субсидировании переадресовали в экономический блок правительства, там сообщили, что компания не инициировала дискуссию о выплатах из бюджета.