Придумают тоже
Доля креативных индустрий в России оценена значимо выше среднемирового уровня
На прошлой неделе обнародованы первые оценки доли креативных индустрий в экономике России — показателя, ассоциированного с инновационностью экономики, и возможности ее развития в постиндустриальной схеме. Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) оценил его в 4,37% ВВП, что существенно выше среднемирового уровня. ИСИЭЗ ВШЭ дал оценки для Москвы — они сопоставимы с оценками АСИ, это 6,3% московского ВРП. Высокая доля креативных индустрий в РФ связана отчасти с высокой развитостью IT-технологий, но в целом указывает на достаточно перспективную структуру экономики.
Отчет «Креативная экономика городов России» представлен Центром городских компетенций АСИ в прошлую пятницу. В масштабах всей РФ это, видимо, первая основанная на региональных расчетах оценка «креативного сектора» для страны. АСИ в комментарии к публикации считает (со ссылкой на экспертное сообщество) отсутствие системной оценки вклада индустрий в экономику регионов важной проблемой — в частности, без таких оценок невозможно разрабатывать целевые меры поддержки креативного сектора, в том числе с точки зрения развития экспорта.
По словам Татьяны Журавлевой, руководителя Центра городских компетенций АСИ, «необходимо начинать рассматривать креативные индустрии как экономический объект и как экономический процесс, а не как деятельность отдельно взятых художников. Поэтому не надо учить художников продавать свои работы инвесторам. Должны появиться менеджеры или продюсеры креативных индустрий, которые смогут разговаривать на одном языке и с художниками, и с инвесторами, а также соединять их между собой.
В регионах должен появиться пласт таких профессионалов, которые смогут доупаковать недооцененные продукты до настоящего экспортного товара».
АСИ в данном случае явно исходит из модели экспортного роста, реализованного в 1990–2000-е годы в таких странах, как Германия, Финляндия, Великобритания, где рост в секторе был явно ассоциирован с инновационной схемой развития в постиндустриальной схеме.
АСИ использовало традиционную схему оценки «креативного сектора» на основе кодов ОКВЭД — эта методика (включающая в данном случае выпуск в секторе сферы культуры и искусства, цифровых технологий, развлечений, медиа, коммуникаций, дизайна и образования) дает обычно относительно высокие оценки. В АСИ пользовались данными преимущественно по городским центрам (в рамках проекта «100 городских лидеров»). Текущие оценки вклада в ВВП — 4,37%, или 4,8 трлн руб., наибольший вклад они вносят в региональную экономику Москвы (19,8%), Санкт-Петербурга (12,6%), Тюмени (9,6%), Иваново (12,3%). В Москве в секторе занято около 300 тыс. человек, выпуск в секторе — около 2 трлн руб. (данные на 2018 год).
Оценка АСИ для сектора показывает, что выпуск в нем превышает долю здравоохранения и соцуслуг в ВВП РФ (4,2%) и сельского хозяйства (4%).
В межстрановых сравнениях доля креативных индустрий в РФ выглядит (с аналогичной методикой оценки) существенно выше среднемировой (2,6%) и сопоставимой со средней по США (4,5%). Отрыв от средних по Восточной Европе показателей явно связан с высоким развитием IT в России и с концентрацией креативных индустрий в крупных мегаполисах — Москва и Санкт-Петербург в числе крупнейших городских агломераций Европы, с ними конкурируют за занятых в секторе в первую очередь Лондон и Берлин.
Публикация отчета АСИ состоялась в момент проведения в Москве Российской креативной недели. На ней были представлены и первые результаты региональной оценки креативных индустрий, сделанных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по заказу мэрии Москвы. Михаил Гершман, заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ, сообщил, что отчет полностью будет опубликован «в течение нескольких месяцев». В ВШЭ применяли, помимо отраслевого метода оценки, два других (расчеты по профессиональной занятости и по международной торговле), их оценки по доле сектора в ВРП Москвы ниже (6,3%, в той же методике у АСИ — 8,8%), занятость в секторе в ВШЭ оценивают выше (в Москве — 463 тыс. человек), выручку в секторе — ниже (1 трлн руб., против 2 трлн руб. у АСИ). Тем не менее качественно выводы АСИ и ВШЭ совпадают — доля креативных индустрий в ВВП РФ характерна скорее для развитых, чем для развивающихся экономик, Москва — скорее мировой, чем российский игрок в этой сфере. В работе АСИ важна в первую очередь оценка развитости региональной составляющей — потенциал роста креативных индустрий, основанных в первую очередь на наличии креативного персонала, формируется в первую очередь в крупных городских центрах.