Туристов тянет в глубинку
Лидером посещаемости стал Петрозаводск
Действовавшие летом ограничения на международные туристические поездки заставили путешественников стремиться разнообразить свой досуг в России. На этом фоне их интерес к поездкам в Петрозаводск вырос в 3,5 раза, а в Иркутск — вдвое. Туристические выезды в Москву, напротив, стали реже. Однако повторить успех в следующем году регионам вряд ли удастся.
Петрозаводск, Иркутск и Калининград получили наиболее выраженный эффект от роста внутреннего туризма на фоне действовавших этим летом ограничений на международные путешествия. Согласно оценкам Райффайзенбанка, по итогам мая—августа число трансакций жителей других регионов в этих городах выросло на 248%, 189% и 187% год к году соответственно. В лидеры также попали Краснодар и Владимир, где число трансакций приезжих увеличилось в полтора и два раза.
Данные банка сходятся с оценками представителей туристического рынка. Заместитель руководителя платформы «Туту Приключения» Елена Чубина называет авторские туры на Байкал в числе лидеров спроса в летний период — вместе с приключенческими путешествиями в Крым направление сформировало 50% продаж. По итогам лета аналитики сервиса также отметили увеличившийся срок путешествия по стране: в среднем туристы были готовы ездить по РФ семь дней против обычных четырех.
В TUI отмечают высокий спрос на поездки выходного дня в Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Чечню. В «Клубе путешествий Михаила Кожухова» самыми востребованными называют туры на Соловецкие острова и Кольский полуостров, следом идут путешествия на Сахалин и Алтай.
Гендиректор туроператора «Алеан» Илья Уманский говорит, что рост турпотока этим летом на себе ощутили все без исключения российские регионы в связи с изменением модели потребительского поведения.
«Туристы предпочитали короткие расстояния, куда можно добраться на собственном транспорте»,— поясняет он. Благодаря этому значительный приток путешественников ощутили Тверская, Ярославская, Тульская и Рязанская области. По словам господина Уманского, Калининград вошел в пятерку наиболее востребованных направлений.
Согласно данным Райффайзенбанка, единственным субъектом РФ, который продемонстрировал снижение числа трансакций со стороны гостей из других регионов, стала Москва. Относительно лета прошлого года показатель сократился на 6%. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин поясняет, что традиционно Москва — экскурсионное направление, а в этом году большинство достопримечательностей и экскурсий открылись для путешественников сравнительно поздно.
Кроме того, были отменены многие мероприятия, которые традиционно притягивают туристов из регионов: празднование Дня города, фестивали «Круг света» и «Спасская башня», добавляет он. На фоне высокой базы сравнительно небольшим, по оценкам Райффайзенбанка, оказался прирост числа трансакций в популярных курортных регионах. Так, в Сочи показатель относительно лета прошлого года вырос на 33%, в Геленджике — на 39%, в Анапе — на 50%.
Число банковских трансакций россиян в Турции, согласно оценкам Райффайзенбанка, этим летом сократилось на 82%, а в Абхазии — на 62%. Хотя сразу после открытия этих направлений в августе туристический интерес к ним начал активно восстанавливаться. В «Туту Приключениях» отмечают, что с возобновлением прямого авиасообщения со Стамбулом авторские туры по Турции также вошли в число наиболее востребованных.
Сергей Ромашкин называет летний скачок интереса к российским регионам неорганическим.
Он полагает, что повторить этот эффект в следующем году вряд ли удастся. Хотя сам по себе рынок внутреннего туризма имеет тенденцию к росту вне зависимости от пандемии, признает топ-менеджер: «То есть летом 2021 года мы сможем увидеть увеличение потока на 10–15% относительно значений 2019 года, что будет соответствовать темпам органического прироста на уровне 5–10% в год».
В «Алеан» настроены позитивно и предполагают, что даже после возобновления массовых туристических поездок за рубеж многие некурортные российские регионы смогут выступать вторым или третьим направлением, куда поездка совершается после основного пляжного отдыха. Россияне, считают в компании, «распробовали отдых внутри страны и стремятся пополнять коллекцию впечатлений».