«Ни одна из заявок на создание новых ОЭЗ не была отозвана»
Сергей Галкин о развитии ОЭЗ в новых условиях
Заместитель министра экономического развития Сергей Галкин в интервью «Ъ-Review» рассказал о результатах работы особых экономических зон за последние 15 лет, влиянии пандемии на инвесторов и планах по открытию новых площадок.
— Режим ОЭЗ в России имеет уже довольно долгую историю, но этот механизм не всегда признавался эффективным. Каковы реальные показатели деятельности зон на сегодняшний день?
— ОЭЗ — это один из первых преференциальных режимов для работы бизнеса в России, в июле ему исполнилось 15 лет. Сейчас в России уже функционирует десять различных видов преференциальных режимов, регулируемых отдельными федеральными законами. Большинство из них являются узкими инструментами развития отдельных территорий, например Арктики и Дальнего Востока, или отдельных регионов страны, для которых эти префрежимы создавались, например Свободная экономическая зона в Крыму и Севастополе. Часть префрежимов являются узкоотраслевыми инструментами, например инновационный центр «Сколково» и ИНТЦ.
При этом ОЭЗ являются единственным универсальным инструментом, позволяющим большинству регионов России создавать точки роста с особыми льготными условиями для инвесторов по широкому кругу отраслей.
В настоящее время в России функционируют 33 особые экономические зоны. За 15 лет работы ОЭЗ привлекли 818 резидентов с заявленным объемом инвестиций 1091,4 млрд руб., из которых уже осуществлено 445,3 млрд руб., создано более 40 тыс. новых рабочих мест. Объем выручки резидентов составил более 967 млрд руб., резидентами уплачено 52,8 млрд руб. налогов во все бюджеты, 56 млрд руб. таможенных платежей и 26,35 млрд руб. страховых взносов.
В среднем за 2016–2019 годы налоговые поступления от функционирования ОЭЗ росли на 148%, таможенные поступления — на 135%. Аналогичные темпы роста и по уплате страховых взносов. За 2019 год резидентами ОЭЗ уплачено свыше 18,9 млрд руб. налогов в бюджеты всех уровней — это в два раза выше результатов предыдущего года. Таможенные отчисления составили более 13,7 млрд руб. в 2019 году, рост на 57%. Страховые взносы резидентов увеличились за прошлый год на 55% и составили 8,2 млрд руб.
— Пандемия и кризис негативно сказались на деловой активности, особенно это касается новых инвестпроектов. Как вы оцениваете последствия пандемии для действующих ОЭЗ и запуска новых?
— Ограничения, связанные с распространением COVID-19, в большей степени оказали влияние на тех резидентов ОЭЗ, которые осуществляют деятельность в наиболее пострадавших отраслях — это туризм, некоторые виды промышленности, технологии, портовая деятельность. В первую очередь это связано с ограничениями по пересечению государственных границ и передвижению внутри страны. Но объективно о последствиях пандемии можно будет судить только по результатам оценки функционирования ОЭЗ за 2020 год — такую плановую оценку мы проводим ежегодно в июле.
При этом регионы во время пандемии обращались в Минэкономразвития с просьбами о переносе прогнозных показателей по ОЭЗ в связи увеличением сроков строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры. В связи с этим было принято решение об общем пересмотре сроков, все плановые значения из-за пандемии смещены на год вперед, для резидентов также отменены плановые проверки.
Что касается новых проектов, мы наблюдаем растущую заинтересованность со стороны как регионов, так и инвесторов в механизме ОЭЗ, и 2020 год не стал исключением.
Все проектные инициативы, проработка которых началась до пандемии, реализуются в плановом режиме, ни одна из заявок на создание новых ОЭЗ не была отозвана.
Сейчас мы прорабатываем с регионами четыре новые заявки, на основании шести заявок уже подготовлены проекты постановлений правительства о создании ОЭЗ, они проходят регламентные процедуры согласования. В прошлом году правительством были одобрены четыре заявки от регионов на создание ОЭЗ — Московской и Орловской областей, Чечни и Северной Осетии, с начала этого года одобрены три заявки — от Башкирии, Нижегородской и Саратовской областей.
— С начала года были созданы три площадки с заявленным объемом инвестиций более 35 млрд руб. Ждете ли вы снижения итоговых показателей по привлечению новых инвестиций в текущем году по сравнению с прошлым?
— Объективная картина будет видна по результатам оценки эффективности функционирования ОЭЗ по итогам этого года. По информации, которую нам предоставляют регионы, значительного оттока резидентов с площадок или заморозки проектов сейчас не происходит. Поскольку, как уже было сказано, в связи с текущей ситуацией принято решение перенести плановые показатели на год, то с этой точки зрения пандемия замедлит достижение ожидаемых результатов.
Основные эффекты проектов формируются, как правило, по завершению инвестиционной фазы, поэтому сама по себе динамика ежегодных инвестиций как показатель не в полной мере отражает эффективность функционирования ОЭЗ, важно также учитывать качество инвестиций через другие показатели, такие как рабочие места и налоговые отчисления резидентов.
Именно поэтому мы предлагаем изменения в методику оценки, чтобы учитывать также зрелость самой площадки: для ранних этапов необходимо оценивать темпы реализации заявленных планов и соблюдение соглашений в части графиков реализации заявленных инвестиционных параметров, для более зрелых площадок акцент в оценке смещается к операционной стадии работы проектов на достижение социально-экономических эффектов.
— Насколько создание ОЭЗ способствует увеличению несырьевого экспорта? Ранее инвесторы говорили о трудностях в применении режима свободной таможенной зоны из-за повышенного контроля со стороны ФТС и требования предоставления доступа к внутренней отчетности.
— Режим свободной таможенной зоны (СТЗ) является одной из доступных для резидентов ОЭЗ преференций. В целом за период функционирования ОЭЗ доля выручки резидентов, полученной в результате несырьевого экспорта, составляет около 19,3 млрд руб.— 2% от общего объема накопленной выручки.
Содержание режима и условия помещения товаров под процедуру определены соответствующим международным соглашением. Как правило, данная процедура востребована крупными инвесторами, имеющими опыт работы с таможенными органами, готовыми к соблюдению широкого перечня формальных требований, обусловленных в том числе необходимостью обеспечения безопасности.
Для совершенствования процедуры Минфином России совместно с ФТС России и Минэкономразвития России подготовлены изменения в таможенное законодательство и законодательство об ОЭЗ, предусматривающие цифровизацию и автоматизацию процессов, связанных с учетом товаров и бухгалтерским учетом, а также частичный переход на электронный документооборот. В этих инициативах учтены также предложения резидентов ОЭЗ, активно применяющих процедуру СТЗ. Предложенные изменения позволят ускорить и упростить перемещение товаров через таможенную границу и в целом сделают процедуру более удобной для инвесторов. Сейчас предложения находятся на рассмотрении в правительстве, надеемся, что в скором времени они будут поддержаны.
— Как планируется развивать механизм ОЭЗ? Какие дополнительные инструменты можно задействовать, чтобы поддержать привлечение новых инвесторов в ОЭЗ?
— Минэкономразвития России подготовлен законопроект о совершенствовании механизма ОЭЗ, предусматривающий ряд нововведений для поддержки инвесторов и снижения административной нагрузки на них.
Проект изменений предусматривает расширение разрешенных видов деятельности в ОЭЗ, а также уход от разделения ОЭЗ по типам — это позволит реализовывать разноотраслевые инвестиционные проекты в границах одной площадки. При этом будет упрощена процедура получения статуса резидента, сократятся количество документов и сроки рассмотрения заявки, часть процессов для потенциальных резидентов будет упрощена и переведена в электронный вид.
Ключевое предлагаемое изменение — выравнивание льготных условий в ОЭЗ с другими преференциальными режимами по отдельным налогам и платежам. В первую очередь Минэкономразвития предлагает обнулить на пять лет федеральную часть налога на прибыль, а также снизить тарифы страховых взносов до 14% на десять лет для резидентов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, портовой деятельности и складской логистики, и до 7,6% для резидентов в сферах технологий и туризма, а также работающих на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Также прорабатываем возможность введения минимального объема инвестиций для создания новых площадок, чтобы повысить их эффективность и окупаемость инфраструктуры. С этой же целью регионам при создании площадок выгодно стимулировать вовлечение уже имеющейся инженерной инфраструктуры и существующих коммунальных сетей, удешевляя таким образом стоимость создания площадок и вовлекая в деловой оборот свободные мощности. Надеемся, что подготовленные нами инициативы будут поддержаны — их реализация будет важным шагом для стимулирования инвестиционной деятельности в России.
Кроме того, режим ОЭЗ не ограничивает возможности привлечения и комбинирования действующих мер государственной поддержки бизнеса. Помимо налоговых, таможенных, а также иных льгот и преференций в ОЭЗ резидентам также доступно большинство других мер, включая меры поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), отраслевые меры поддержки промышленности, технологий и экспорта.
В целом до 70% резидентов ОЭЗ — это малый и средний бизнес, особенно это характерно для ОЭЗ туристическо-рекреационного типа, где их доля достигает 90%, портовых и технико-внедренческих ОЭЗ: там около 80% субъектов МСП среди резидентов. Крупный бизнес сосредоточен в основном в ОЭЗ промышленно-производственного типа — доля малого бизнеса там составляет менее 35%. Кроме того, для всех субъектов МСП снижены тарифы страховых взносов до 15% с 1 апреля 2020 года, а для всех ИТ-компаний и производителей электронной продукции — до 7,6% с 1 января 2021 года. В связи с этим меры поддержки МСП и соответствующая инфраструктура, созданная в регионах, вместе с преференциями, которые дает режим ОЭЗ, позволяют инвесторам значительно снижать издержки. Производственные или технологические компании также вправе воспользоваться широким перечнем отраслевых мер поддержки по линии Минпромторга России.
— Регионам было передано больше полномочий в том, что касается функционирования ОЭЗ. Как это отразилось на их эффективности?
— Широкая география расположения ОЭЗ в стране, предполагающая значительные расстояния между площадками и разницу в часовых поясах, долгое время являлась фактором, сдерживавшим оперативность и качество принятия управленческих решений из центра. Расширение полномочий регионов позволило нивелировать большую часть таких проблем, система управления ОЭЗ во многом оптимизировалась, работа с резидентами стала динамичнее, что позволило уделять больше внимания конкретным проектам и проблемам на местах.
Передача регионам отдельных полномочий по управлению ОЭЗ благодаря сокращению участников администрирования повысила оперативность обратной связи при взаимодействии с инвесторами — об эффективности этого решения свидетельствует динамика привлечения резидентов. Кроме того, это значительно ускорило принятие решений, связанных с управлением и развитием ОЭЗ. При этом значительно выросла роль региональных команд в достижении показателей эффективности работы ОЭЗ. Динамичная и слаженная работа управляющих компаний с регионами должна положительно сказаться на развитии площадок.
— Насколько активно идет процесс создания новой инфраструктуры, за которую теперь также отвечают регионы?
— С 2016 года на территории ОЭЗ введено в эксплуатацию 522 объекта инфраструктуры, из них почти 80% — в 2017–2018 годах. Регионы достаточно успешно справляются с задачами развития инфраструктуры площадок, с 2017 года ежегодно вводилось не менее 100 объектов.
Понимая значимость инфраструктурного развития площадок для привлечения инвесторов, министерством на постоянной основе прорабатываются возможные варианты поддержки регионов, управляющих компаний и резидентов ОЭЗ с тем, чтобы снизить их издержки. Кроме того, с 1 июля 2020 года правительством запущена программа поддержки регионов, позволяющая компенсировать часть затрат регионального бюджета на создание и развитие инфраструктуры ОЭЗ за счет уплаченных резидентами федеральных налогов и таможенных платежей.
— Каким вы видите развитие механизма ОЭЗ в будущем с учетом тренда на цифровизацию? Появятся ли цифровые ОЭЗ?
— Если под цифровыми ОЭЗ понимать площадки, специализирующиеся на развитии цифровых технологий, то сейчас такие площадки уже функционируют. Например, Иннополис в Татарстане, где действует ОЭЗ технико-внедренческого типа, а также Технополис «Москва», где созданы максимально благоприятные условия для размещения российских и зарубежных высокотехнологичных компаний.
Если речь идет о переводе всех процессов в цифровой вид, то мы постепенно к этому движемся, оптимизируя документооборот и снижая административную нагрузку, что позволит перевести большую часть процедур в электронный вид. В рамках модернизации института ОЭЗ предполагается создание автоматизированной комплексной системы управления, в которой будут аккумулироваться информация и сервисы, востребованные потенциальными российскими и зарубежными инвесторами.
Например, предлагается предусмотреть автоматический подбор наиболее подходящей площадки с учетом свободных земель в ОЭЗ и их инфраструктурной обеспеченности, информации о резидентах и реализуемых ими проектах, об оценке эффективности функционирования ОЭЗ, о таможенных операциях резидентов в целях применения СТЗ.
— По оценке Минэкономразвития, сейчас нет неэффективных зон, однако в Счетной палате полагают, что таковыми являются около половины. Как можно ускорить развитие зон с более низкими показателями?
— Минэкономразвития России осуществляет оценку площадок в соответствии с утвержденными правительством Российской Федерации правилами оценки эффективности функционирования ОЭЗ. Правила были утверждены в 2016 году и дважды совершенствовались в целях повышения объективности проводимой оценки.
Для оценки эффективности ОЭЗ применяются абсолютные и относительные количественные показатели, в том числе количество привлеченных резидентов, созданных рабочих мест, объемы привлеченных инвестиций, сгенерированной выручки, уплаченных налогов, таможенных, страховых платежей, использования соответствующих льгот, бюджетных и частных вложений в создание инфраструктуры ОЭЗ, уровни использования земель и загрузки инфраструктуры, а также расчетные показатели, отражающие в том числе эффективность деятельности резидентов, органов управления ОЭЗ, рентабельность вложения бюджетных средств в создание инфраструктуры.
По результатам проведенной оценки среднее значение сводного показателя эффективности функционирования по всем ОЭЗ без учета туристических зон составляет 94,2% за 2019 год и 86,7% за период с начала функционирования ОЭЗ, что соответствует эффективному функционированию.
Количество резидентов, несмотря на расторжения соглашений с отдельными инвесторами, ежегодно растет: в 2017 году их было 656, в 2018-м — 735, в 2019-м — 760, сегодня их уже 804. В среднем темпы роста объемов привлекаемых в ОЭЗ инвестиций в период 2017–2019 годов составляли более 28%. При этом на каждый вложенный рубль из федерального бюджета в развитие инфраструктуры ОЭЗ приходится не менее 3,7 руб. частных инвестиций.
Что касается ускорения развития отдельных площадок, определенно нужно тиражировать успешные практики и давать площадкам время на развитие, так как наибольшую эффективность механизм ОЭЗ показывает в долгосрочной перспективе. При этом необходимо учитывать, что каждая ОЭЗ — уникальный проект со своими сильными и слабыми сторонами. Передача отдельных полномочий по управлению ОЭЗ на региональный уровень в целом была эффективным решением. Именно в 2016 году была пройдена веха, начиная с которой в ОЭЗ ежегодно привлекается более 100 резидентов со средним приростом значения данного показателя по годам не менее чем на 13,4%.
— Всего в России сейчас действуют 33 ОЭЗ, инвесторами вложено 445 млрд руб., создано 40,9 тыс. рабочих мест. Но «Алабуга», Технополис «Москва», «Санкт-Петербург» и «Липецк» обеспечили 58% созданных рабочих мест и 62% реализованных инвестиций. Помимо привязки к крупным экономическим центрам какие еще параметры обеспечили успешность именно этих зон?
— Упомянутые площадки функционируют с 2005 года, это первопроходцы режима ОЭЗ. Их успех является показателем долгосрочной эффективности ОЭЗ как инструмента. За период функционирования эти площадки получали всестороннюю поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне, в том числе в виде вложений в инфраструктуру, что позволило им стать точками притяжения инвестиций и визитными карточками регионов. На каждый вложенный рубль в развитие инфраструктуры за счет средств федерального бюджета в «Липецке» привлечено 7,6 руб. частных инвестиций, в «Алабуге» — 7,4 руб., в «Санкт-Петербурге» — 7,2 руб., в Технополисе «Москва» — 2,2 руб.
Кроме того, важно учитывать экономико-географические преимущества этих площадок: они расположены в развитых в социально-экономическом отношении и бюджетно обеспеченных регионах в непосредственной близости к крупным агломерациям. Выгодная логистика, наличие развитой транспортной, научно-образовательной, социальной инфраструктуры и квалифицированных кадровых ресурсов — неотъемлемые факторы инвестиционной привлекательности территорий. При этом важную роль играют и региональные команды. За время работы региональных органов управления этими ОЭЗ сформировались опытные управленческие команды, которые смогли выстроить эффективную работу с инвесторами.
Высокие темпы развития и у многих других площадок, в том числе частных, создаваемых в последние годы. ОЭЗ «Ступино Квадрат», созданная в 2015 году на территории Московской области, за относительно короткий период достигла значительных результатов: резидентами зоны создано более 600 рабочих мест, осуществлено свыше 9,5 млрд руб. инвестиций. Темпы инвестиционной активности в ней за последние несколько лет составили более 198%. При этом площадка развивается полностью за счет частных средств, пользуясь преимуществами выгодного расположения, а также наличием льгот и преференций, предоставляемых в ОЭЗ. Такие проекты имеют большие перспективы, со своей стороны мы намерены и дальше оказывать всестороннюю поддержку бизнес-инициативам.
В целом ОЭЗ являются действенным инструментом региональной инвестиционной политики. В обновленном виде он должен продолжить служить интересам развития приоритетных территорий и отраслей, обеспечивать точки роста инвестиций.