«Аэрофлот» разлетелся по Европе
Компания заменяет вывозные рейсы собственными
Россия отменяет вывозные рейсы по европейским направлениям, а также из США в Москву. Теперь вместо них в открытой продаже доступны билеты на регулярные рейсы «Аэрофлота». Это как минимум рейсы в Москву из Франкфурта, Вены, Амстердама, Барселоны, Милана, куда ограничен въезд граждан РФ, а также из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса на период до середины октября. При этом заявленных рейсов в Европу и США значительно меньше, чем обратных. Аналитики полагают, что «Аэрофлот» пытается дозагрузить вывозные рейсы за счет коммерческой продажи билетов, поскольку спрос на них спадает. Из Москвы «Аэрофлот» теоретически может возить грузы.
В открытой продаже появились билеты на рейсы «Аэрофлота» в Москву из Франкфурта, Вены, Амстердама, Барселоны, Милана, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в период до середины октября. До сих пор, учитывая коронавирусные ограничения, продажи открывались примерно за неделю и только по направлениям из России, а обратные рейсы были вывозными. Это означало, что, хотя за билет надо было заплатить, они продавались по спискам МИДа и отсутствовали в свободном доступе. В оперативном штабе по борьбе с коронавирусом “Ъ” не предоставили комментарий.
Сейчас из этих направлений вывозной рейс запланирован только из Нью-Йорка на 15 сентября. На ту же дату доступны билеты из Москвы от 52,3 тыс. руб. Новые вывозные рейсы по этим направлениям не анонсировались. Также не сообщалось и о решении возобновить регулярные рейсы по этим направлениям или расширить категории граждан, которым разрешен въезд в РФ.
На сайте «Аэрофлота» доступны рейсы в вышеупомянутые страны в Москву только на 17 и 19 сентября по всем направлениям, кроме Нью-Йорка (туда 15 и 20 сентября). При этом доступных дат на обратные направления гораздо больше. Речь идет в основном о двух рейсах в неделю, большое число рейсов доступно лишь с 25 октября. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что рейсы с 25 октября — это полеты в зимнем расписании, которое может быть скорректировано позднее в случае сохранения ограничений. Цены на билеты варьируются от 13 тыс. до 57 тыс. руб., но в основном находятся в диапазоне около 15–20 тыс. руб. для европейских направлений и 20–30 тыс. руб. для американских городов. На некоторые даты билеты уже почти раскуплены.
В «Аэрофлоте» “Ъ” сказали, что по согласованию с оперативным штабом правительства действительно открыли продажу авиабилетов на собственные грузопассажирские рейсы в Москву для граждан РФ.
Вывозные рейсы сохранятся из городов, в которые регулярные коммерческие рейсы российскими авиакомпаниями не совершаются, добавили в компании,— это города Южной Америки, некоторые города Африки и Азии.
Олег Пантелеев отмечает, что отсутствие билетов на большинство рейсов из Москвы в Европу показывает, что «Аэрофлот» не берет на себя риски, связанные с ограничениями на въезд в другие страны, но при этом готов продолжать возвратные рейсы и дозагружать их за счет свободной продажи. Воспользоваться билетами могут и граждане России, и иностранцы, имеющие право на въезд в РФ. Открытие продаж на регулярные рейсы показывает, что острота проблемы с вывозом россиян спадает, однако говорить о падении барьеров в международном авиасообщении не приходится, отмечает господин Пантелеев, нужно дождаться, пока на межправительственном уровне будут зафиксированы договоренности об отмене ограничений.
Рейсы из Москвы могут быть организованы как грузовые, говорит господин Пантелеев. Однако при высоком спросе на билеты в свободной продаже в одну сторону можно оправдать экономику и оборотного рейса. Порядок цен в размере 15–20 тыс. руб. радикально не отличается от традиционной ситуации в сентябре по востребованным направлениям, продолжает аналитик, но это не дает представления о том, сколько билетов в реальности будет продано и по каким ценам.
Авиационное право построено на паритете: если «Аэрофлот» летает в Амстердам, значит, KLM имеет право летать в Москву, и авиационные власти при поддержке МИДа за этим следят, говорит гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Он полагает, что если рейсы будут односторонние, то есть без иностранных авиакомпаний, то «это быстро закончится, если не было достигнуто договоренностей изначально». Это не касается американских перевозчиков, которым традиционно неинтересен российский рынок, заключает он.