«Совкомфлот» доплыл до IPO
Компания собирается разместить новые акции на $500 млн
Одна из крупнейших в мире танкерных компаний «Совкомфлот» после более чем десяти лет обсуждений решилась провести первичное размещение своих акций. Согласно сообщению компании, оно пройдет на Московской бирже, его объем составит не менее $500 млн. Средства получит сам «Совкомфлот», а не его на данный момент единственный акционер государство. Впрочем, РФ по итогам IPO сохранит за собой мажоритарную долю в компании.
«Совкомфлот», на 100% принадлежащий РФ, собирается провести IPO на Московской бирже, сообщила компания 15 сентября. Объем размещения составит не менее $500 млн, размещены будут только новые акции. По итогам РФ сохранит мажоритарную долю в компании. Привлеченные средства пойдут на «общекорпоративные нужды, включая в том числе инвестиции в новые индустриальные проекты, декарбонизацию и дальнейшее уменьшение долговой нагрузки».
Таким образом, речь не идет о приватизационной сделке в классическом понимании, когда средства от продажи пакета получает бюджет.
Отметим, что, хотя частичная приватизация «Совкомфлота» обсуждается более десяти лет, именно вопрос распределения средств между компанией и государством оставался одним из наиболее спорных (см. “Ъ” от 25 августа 2011 года). Впрочем, размещение на $500 млн, вероятно, предполагает продажу сравнительно небольшого пакета в размере не более 10% — в 2019 году эксперты оценивали для “Ъ” стоимость «Совкомфлота» как минимум в $6 млрд (см. “Ъ” от 5 сентября 2019 года).
По словам источников Reuters, предварительно планируется открыть книгу заявок 28 сентября, закрыть — 6 октября. При этом один из организаторов размещения — «ВТБ Капитал» — оценил компанию в $4-5 млрд, а другой — BoFA Securities — в $2,7—4,8 млрд.
В сообщении «Совкомфлота» указано, что компания намерена принять дивидендную политику с выплатой половины прибыли по МСФО и что за 2020 год компания может заплатить $225 млн дивидендов.
Среди глобальных преимуществ компании указано то, что общий объем законтрактованной выручки будущих периодов составляет приблизительно $20 млрд (включая выручку от эксплуатации судов, находящихся в стадии строительства), средневзвешенный оставшийся срок действия тайм-чартерных договоров составляет 23 года.
Флот компании состоит из 146 судов (общий дедвейт 12,6 млн т, чистая балансовая стоимость — $6,2 млрд). Портфель судостроительных заказов, размещенных «Совкомфлотом», включает 24 судна общим дедвейтом 2,3 млн т, которые планируются к поставке в 2020–2025 годах. Компания владеет и управляет одним из крупнейших в мире (по числу судов и дедвейту) флотов челночных танкеров ледового класса, газовозов СПГ и ледокольных судов снабжения.
Как неоднократно подчеркивали топ-менеджеры «Совкомфлота», приоритетом для компании является дальнейшее расширение деятельности по обслуживанию индустриальных нефтегазовых проектов, что дает стабильную валютную выручку, которая мало зависит от колебаний ставок на волатильном танкерном рынке. Крупнейшими подобным проектами для «Совкомфлота» в ближайшие годы станут СПГ-заводы НОВАТЭКа на Ямале и Гыдане. Компания в прошлом году создала СП с НОВАТЭКом, которое будет управлять 14 ледовыми газовозами российской постройки для проекта «Арктик-СПГ-2».