«Глупый сын Кремля Лукашенко укусил руку, которая кормила его»
Зарубежные СМИ — о встрече президентов России и Белоруссии в Сочи
В понедельник Владимир Путин на встрече в Сочи пообещал Александру Лукашенко кредит на $1,5 млрд. Что о встрече двух президентов написали мировые СМИ — в подборке “Ъ”.
Итоги переговоров Путина и Лукашенко в Сочи. Главное
The Globe and Mail (Торонто, Канада)
Встреча за закрытыми дверями в понедельник между Александром Лукашенко и Владимиром Путиным в Сочи, на которой никто больше не присутствовал с белорусской стороны, немедленно породила у белорусской оппозиции опасения относительно условий, на которые Лукашенко мог согласиться взамен на помощь. Путин давно стремился к большей интеграции двух стран… До недавнего времени Лукашенко сопротивлялся этой тенденции, которая, как опасаются многие белорусы, превратит их страну в еще один российский регион. Тем не менее после 9 августа у Лукашенко (осталось.— “Ъ”) не слишком много сил для торга.
Die Welt (Берлин, Германия)
Места для первой зарубежной поездки Александра Лукашенко со времени начала массовых протестов лучше и не выбрать. Белорусский автократ прибыл в Сочи для встречи с президентом Владимиром Путиным в его резиденции Бочаров Ручей с «рабочим визитом». Как если бы речь должна была идти о чем-то обычном, а не о последней надежде Лукашенко на спасение Кремлем.
Последние данные по протестам в Белоруссии
Язык тела политиков многое рассказал о нынешней политической ситуации. Если Путин сидел расслабленно в кресле, то Лукашенко очевидно пытался продемонстрировать общие интересы с руководителем Кремля, и не только риторически. Он свел колени, опирался левой рукой на подлокотник кресла, чтобы лучше видеть Путина и обращаться к нему. Путин отвечал ему взглядом человека, которому скучно. Лукашенко говорил о «братском русском народе» и даже о «народе», сформированном русскими и белорусами, пытался даже… жестами убедить Путина в военной опасности, исходящей от Запада. Путин же смотрел на ноги, как если бы проверял, чисты ли еще его ботинки.
Именно сейчас самое удобное время для Путина потребовать у Лукашенко уступки, на которые тот долгое время отказывался идти… Тем не менее Кремлю стоит вести себя осторожно, чтобы не переборщить с усилением своего влияния на Белоруссию. Большинство белорусов все еще настроены дружественно по отношению к России. В интересах Путина, чтобы так было и дальше.
Ваш браузер не поддерживает видео
ABC (Мадрид, Испания)
Два человека, ностальгирующие по коммунистической эпохе, встретились вчера в Сочи. В этом привилегированном месте между заснеженными горами Кавказа и Черным морем Александр Лукашенко и Владимир Путин занялись переосмыслением оппортунистической версии великого немецкого фильма «Гудбай, Ленин», в котором из преданности больной матери они пытаются воссоздать советский социализм во всем его жалком великолепии.
Путин — в роли главного героя, сценариста, режиссера и продюсера своего современного самодержавия — привез на сочинское «шоу» свою обновленную версию доктрины Брежнева. Политика, сформулированная в 1968 году, но очень актуальная сегодня в Кремле, одержимом воссозданием сфер влияния, и типичная для того Советского Союза, который перед Пражской весной заявил о своей готовности войти с танками в те страны социалистического блока, которые осмелятся засомневаться в своих правителях.
Перед Лукашенко, в свою очередь, стоит все более невыполнимая миссия — продлить свой 26-летний режим. В течение всего этого периода он пытался править так, как будто Берлинская стена не пала, как будто демократия и уважение прав человека были зловещим вмешательством извне и так, будто можно было заставить страну с населением 9,5 млн человек проскочить через кольцо «рыночного социализма», смысл которого в том, чтобы превратить экономику в захудалый тематический парк централизации, планирования и национализации.
Александр Лукашенко прошел долгий путь, начав с руководства колхозом. Особенно благодаря черному золоту Москвы, предоставленному в обмен на геополитическую лояльность, в рамках программы пролетарского братства, блистательно названной «нефть в обмен на поцелуи». Однако это покровительство закончилось плохо. Глупый сын Кремля Лукашенко укусил руку, которая кормила его (и которая удерживала его у власти). Хотя нельзя сбрасывать со счетов и его последний патрон: выставить Украину красной тряпкой и говорить о международном вмешательстве, чтобы Кремль мог начать все сначала, превратив ограниченный суверенитет Белоруссии в вассалитет.
The Wall Street Journal (Нью-Йорк, США)
По мнению аналитиков, Путин мог бы добиться таких уступок, как более быстрая экономическая интеграция, единая валюта и размещение в Белоруссии более значительной российской военной инфраструктуры.
Москва уже начала то, что некоторые аналитики называют «гибридной аннексией» Белоруссии. Это включает в себя расширение влияния на силы безопасности, если Москва направит силовиков на помощь Лукашенко, а также удержание Россией Белоруссии при себе посредством финансовых обязательств и других уступок, таких как субсидированные цены на газ.