Автомобилистам дадут выходной
В Челябинске предложили временно делать центральные улицы пешеходными
В мэрии Челябинска рассматривают вопрос о перекрытии движения автомобилей на нескольких центральных улицах. Ограничения будут действовать в выходные дни. Временно пешеходными могут стать улицы Красная, Коммуны и Карла Маркса. Предполагается, что эксперимент может быть запущен следующим летом. Урбанисты считают, целесообразнее было бы сделать пешеходной улицу Сони Кривой, а на других центральных магистралях можно просто «успокаивать автомобильный трафик». Эксперты говорят, что ритейл и общепит на «пешеходных улицах выходного дня» не получит существенной выгоды от этой меры.
В администрации Челябинска обсуждают вопрос перекрытия движения автомобильного транспорта на нескольких улицах в центре в выходные дни, чтобы жители могли спокойно гулять. Об этом на своей странице в Twitter сообщил вице-мэр по городской среде Александр Егоров. По его словам, идея пришла к нему во время прогулки в День города. «Вчера на время салюта центр города стал пешеходным, сотни тысяч людей гуляли по перекрытым улицам! Будем рассматривать на следующий год вариант летних пешеходных улиц выходного дня. Уверен, что горожанам очень понравится такой формат!» — написал господин Егоров. В комментариях он отметил, что рассматривается возможность временного закрытия для автомобилей улиц Красная, Коммуны и Карла Маркса. В разговоре с “Ъ-Южный Урал” Александр Егоров отказался от дополнительных комментариев, подчеркнув, что для детальной проработки проекта потребуется месяц.
На улицах Красная, Коммуны и Карла Маркса не нужно перекрывать автомобильное движение, считает челябинский урбанист Лев Владов. «Я считаю, что на этих улицах нужны хорошие широкие тротуары, озеленение. На Красной можно сузить количество полос, там расширение дороги было бессмысленным. Мэрии необходимо обратить внимание на успокоение автомобильного трафика на этих улицах с помощью сужения ширины полос, создания островков безопасности, высадки деревьев, создания парковочных карманов, организации коротких пешеходных переходов»,— говорит господин Владов. По его мнению, пешеходной можно сделать улицу Сони Кривой от бассейна ЮУрГУ до ТРК «Урал»: «Улица Сони Кривой может стать пешеходным дублером проспекта Ленина. Это тихая зеленая улица, у нее хороший пешеходный потенциал. На ней есть много коммерческих площадей на первых этажах, которые могут работать. Люди должны получить возможность передвигаться по дороге на велосипедах, на роликах, на самокатах от центра города до городского бора. Это был бы хороший маршрут выходного дня», При этом урбанист не считает проблему возникновения автомобильных заторов существенной. «Отсутствие автомобильных пробок не является главной ценностью в городе. Главная ценность — удовольствие и положительные эмоции горожан от жизни»,— подчеркивает собеседник “Ъ-Южный Урал”.
Специалист по транспорту и логистике, доцент ЮУрГУ Николай Горяев говорит, что проблем с заторами на дорогах в центре Челябинска из-за перекрытия улиц Коммуны, Красная, Карла Маркса или Сони Кривой не будет. «Надо моделировать, но я могу предположить, что больших проблем не будет. Эти улицы практически не задействованы в схеме движения общественного транспорта. Вероятно, заторов не будет из-за закрытия этих улиц»,— отмечает господин Горяев. При этом эксперт также выражает сомнения в целесообразности перекрытия улиц Красной, Коммуны и Карла Маркса. «Вопрос в том, захотят ли горожане гулять по этим улицам. Там ведь ничего нет. На улице Красной, например, в выходной ни одно заведение не работает, зачем там гулять»,— рассуждает Николай Горяев.
Ритейл и общепит «на пешеходных улицах выходного дня» не ощутит существенных изменений, прогнозирует главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. «Увеличение трафика в выходные совершенно не означает, что горожане будут регулярно пополнять кассы присутствующих на этих улицах заведений общепита и массовой торговли. Доходы населения серьезно снизились. Россияне не готовы к чрезмерным тратам, они перешли в формат сдержанного потребления, а такой формат досуга предполагает приобретение товаров с высокой добавленной стоимостью. Народные гуляния возможны, а вот рост выручки магазинов будет, скорее всего, опосредованный. Теоретически трафик может вырасти, но он будет волнообразный, в праздничные дни — более интенсивный, а в обычные выходные — менее. Уровень выручки заведений в целом может вырасти не более чем на 5%»,— считает эксперт.
В июне блогер Илья Варламов после визита в Челябинск опубликовал в своем ЖЖ десять советов администрации, которые должны «спасти город из плена дорог». Среди них была рекомендация о периодическом закрытии улиц для движения автомобилей. «Нужно посовещаться с жителями, посмотреть, какие дороги можно периодически закрывать, и сделать это. Например, закрыть дорогу с 20:00 до 6:00, потом закрыть на воскресенье, затем на выходные»,— советовал Илья Варламов. В качестве успешных примеров реализации этой идеи он привел Крещатик в Киеве и десятки километров улиц в столице Колумбии Боготе, которые на выходные отдают пешеходам и велосипедистам.
В Челябинске в 2000 году стала пешеходной часть улицы Кирова, по решению мэра Вячеслава Тарасова. Ее протяженность — примерно 820 м. Решение вызывало критику, потому что закрытие автомобильного и автобусного движения от улицы Труда до проспекта Ленина обострило транспортные проблемы центральной части города. Улица Кирова связывала район Теплотехнического института с площадью Революции. Противники решения считают, что закрытие перекрестков с улицами Коммуны и Карла Маркса вызвало увеличение плотности транспортных потоков по этим магистралям. На пешеходной части улицы Кирова расположены магазины, заведения общепита, бары, офисный центр «Челябинск-сити», объекты культурного наследия. Пешеходная проходимость составляет более 400 тыс. человек в месяц. Стоимость аренды коммерческой недвижимости, по данным ЦИАН, составляет от 6 тыс. руб. до 18 тыс. руб. за кв. м в год.