Автокредиты забуксовали на подъеме
Банкиры и дилеры наблюдают дефицит новых машин
Аналитики фиксируют значительный провал по выдаче автокредитов банками в августе по сравнению с июлем. Рынок автокредитования, стремительно восстанавливавшийся в начале лета после апрельского падения, столкнулся с дефицитом новых автомобилей. Значительный отложенный спрос не покрывали запасы дилеров и ограниченные поставки. Однако ситуация может стабилизироваться к октябрю, если этому не помешает возможная вторая волна пандемии.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), с которыми ознакомился “Ъ”, в августе банки выдали 61,3 тыс. автокредитов на 52,8 млрд руб. По сравнению с прошлым годом в количественном выражении рынок сократился на 4%, а в объеме остался неизменным. Однако по отношению к предыдущему месяцу количество выданных кредитов упало на 14%, а объем — на 12%. С 2016 года падение выдач в августе было зафиксировано лишь в 2019 году, но тогда оно не превышало 7%. Ранее аналогичную тенденцию фиксировало агентство Frank RG, по данным которого объем выданных автокредитов в августе по сравнению с июлем сократился на 13%, до 63,1 млрд руб.
Автокредитование сильнее всех пострадало от пандемии коронавируса, потеряв в апреле в выдачах сразу 80% (см. “Ъ” от 2 июня). Но в первые летние месяцы сегмент активно восстанавливался, дойдя до показателей 2019 года. По словам гендиректора ОКБ Артура Александровича, это было обусловлено «реализацией отложенного из-за карантина спроса и действием льготных госпрограмм».
Резкое снижение выдач в августе, считает он, во многом связано с сокращением на складах дилеров автомобилей «в самых ходовых комплектациях».
Банкиры также связывают падение выдач кредитов по новым автомобилям с их дефицитом. В Русфинанс-банке снижение в августе по сравнению с июлем составило 15%, в Совкомбанке — 12,3%, в ВТБ — 11%. По словам директора департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексея Бородавина, в августе спрос начал снижаться, но одновременно «на рынке возник дефицит ряда ходовых моделей». Первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский говорит, что «в ряде случаев машин не было не только в дилерских центрах, но и на центральных складах производителей».
Вместе с тем в Тинькофф-банке наблюдают рост объема выдачи в августе на 15%. Как поясняет руководитель управления автокредитования банка Кирилл Григорьев, это произошло, потому что большую часть кредитов банк предоставляет на автомобили с пробегом. Он говорит, что часть кредитных организаций уменьшила доли, что позволило банку удержаться за их счет.
Дефицит новых машин подтверждают крупнейшие дилеры. Как отмечают в «Авилоне», наблюдается дефицит на ряд моделей, в первую очередь SUV брендов Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet, Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen. В компании объясняют, что в результате карантина значительно сократились объемы производства и поставок. Проблемой, по словам собеседников “Ъ”, стал ажиотажный спрос в июле, к которому не были готовы концерны. Дефицит на ходовые модели сейчас есть и на новые автомобили, и на б/у, добавляют в «Рольфе». В «Автоспеццентре» отмечают, что если бы автомобили были в наличии, каждый дилер мог бы продать на 20% больше.
Вместе с тем участники рынка не ожидают в ближайшие месяцы сокращения объема выдач.
«В сентябре они будут примерно на уровне августа,— полагает господин Александрович.— Средний размер автокредита останется на высоком уровне, поскольку из-за дефицита машин дилеры продают их без скидок и с включением дополнительного оборудования и услуг». В октябре, по его мнению, ситуация на авторынке стабилизируется, поэтому выдачи кредитов вырастут.
Автодилеры в целом согласны с такими ожиданиями. «Машины локального производства появятся на складах уже во второй половине сентября, в октябре—ноябре ситуация более или менее стабилизируется»,— считают в «Автоспеццентре». Но по импортным брендам дефицит сохранится дольше, отмечают там. Как считают в «Рольфе», поступление новых партий автомобилей будет сопровождаться постепенным ростом цен. По мнению аналитика БКС Егора Дахтлера, в сентябре—октябре динамика рынка может быть лучше, чем в августе, однако вторая волна пандемии, в случае ее возникновения, может перечеркнуть все позитивные тренды.