Сеансы без расписания
Как пандемия изменит распространение кинофильмов
По итогам 2020 года онлайн-кинотеатры в России впервые в истории смогут заработать больше, чем офлайновые. Лидерство интернета в дистрибуции кино связано с пандемией и вряд ли повторится в нормальных условиях в ближайшие годы, но его эффект для индустрии сохранится. Уже сейчас многие участники рынка считают, что вслед за США среднебюджетные картины все чаще будут уходить напрямую в онлайн, чтобы с меньшим риском окупить затраты. Однако киносети с этим не согласны, предупреждая, что без них экономика рынка не сложится.
Доводы для зрителей
По итогам 2020 года государственный Фонд кино, распределяющий деньги на коммерческую киноиндустрию в стране, ожидает почти двукратного сокращения объема рынка кинопроката — с 55,5 млрд руб. в 2019 году до 29,1 млрд руб., рассказали “Ъ” в аналитическом департаменте фонда. Падение может быть и большим. Многое зависит от скорости возобновления кинопоказа в ключевых для кинопроката регионах страны, где он еще не возобновлен, и стабильности планируемых дат выхода крупнейших голливудских релизов, поясняют в фонде.
На начало сентября рынок кинопроката уже потерял около 21,8 млрд руб. от прошлогоднего объема за тот же период. Общие кассовые сборы с начала года, по данным Фонда кино, составляют пока всего 16,7 млрд руб.
Хотя многие кинотеатры в стране уже возобновили работу (на самом крупном рынке — в Москве — еще с 1 августа), в целом прокат еще не оправился от пандемии. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), на 15 сентября остаются закрытыми 28% из чуть более 2 тыс. кинотеатров по всей стране.
Но и открытые кинотеатры загружены далеко не полностью из-за требований к рассадке и опасений зрителей. В августе, по данным АВК, аудитория в открытых залах составляла только 20% от показателей августа 2019 года. С началом осени цифры понемногу приближаются к прошлогодним: по данным Единой автоматизированной информационной системы, с 10 по 13 сентября в кинотеатры по всей стране пришли 1,2 млн зрителей, почти половина из них — чтобы посмотреть идущий в России вторую неделю триллер Кристофера Нолана «Довод». В прошлом году с 12 по 15 сентября кинотеатры собрали 1,7 млн зрителей.
«"Довод" показал, что зритель стремится в кинотеатры, но по результатам лишь одного релиза делать выводы рано»,— отмечает президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова.
Директор по маркетингу объединенной сети «Формулы кино» и «Синема парка» Сергей Кузнецов называет «вполне реалистичным» падение индустрии кинопроката в целом на 60% по итогам года. Сама сеть, по его словам, ожидает снижения выручки примерно на 40%.
На рынке онлайн-кинотеатров совсем другая ситуация. По прогнозу TelecomDaily, общая выручка легальных видеосервисов в России по итогам 2020 года вырастет на 55%, до 41,8 млрд руб.
Худшие опасения о том, что все абоненты, подключенные в ходе акций во время самоизоляции, уйдут, так и не начав платить, пока не оправдались, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Заставить зрителей остаться, возможно, помог контент. Из-за пандемии в онлайне оказалась не только часть аудитории, которая обычно ходит в кино, но и часть крупных релизов, которые планировалось выпустить в кинотеатрах. Например, из российских фильмов сразу в онлайн-кинотеатрах вышли «Фея» Анны Меликян и «Спутник» Егора Абраменко, c сокращенным окном между офлайн- и онлайн-релизом выходил фильм «Отель "Белград"». Среди иностранных картин на российских сервисах с коротким прокатным окном вышла картина Гая Ритчи «Джентльмены», а в формате онлайн-премьер — «Тролли. Мировой тур», «Эмма» и др.
Сами опрошенные “Ъ” онлайн-кинотеатры настаивают, что такие эксперименты с дистрибуцией кино не стали главным фактором роста их выручки. Но офлайн-кинотеатрам они все равно не понравились: еще в конце июля АВК опубликовала обращение, в котором упомянула про необходимость соблюдения стандартного 90-дневного окна между прокатом на широком экране и релизом в «цифре».
Дело за малым экраном
За рубежом проектов, которые во время пандемии сразу ушли в онлайн, не дожидаясь открытия кинотеатров, оказалось заметно больше. Первым стали те же «Тролли: Мировой тур» студии Universal. В ответ кинотеатры выразили серьезное недовольство: глава Национальной ассоциации владельцев театров Джон Фитиан пообещал в беседе с The Hollywood Reporter, что киносети «этого не забудут». Несмотря на угрозу, примеру последовали многие крупнейшие студии, включая Disney, выпустившую один из главных блокбастеров года «Мулан» на своем видеосервисе.
Некоторые эксперты воспринимают уход фильмов в онлайн не как экстраординарную ситуацию, а как свершившуюся трансформацию кинопрокатной бизнес-модели.
Такого мнения, пишет Variety, придерживаются старший аналитик Moffett Nathanson Майкл Натансон и экс-гендиректор Fox Group Питер Чернин. По их мнению безвозвратно пересмотрели взгляды на кинопрокат.
Революционной стала заключенная в конце июля сделка между Universal и крупнейшей американской сетью кинотеатров AMC о сокращении срока между выходом фильмов в широкий прокат и его доступностью для просмотра онлайн с 3 месяцев до 17 дней. По прогнозам экспертов, она может привести к еще большему сокращению кинотеатрального окна в целом по рынку и к тому, что среднебюджетные фильмы будут быстрее уходить на онлайн-платформы, а блокбастеры, наоборот, будут идти в кинотеатрах долго — от 30 до 90 дней. Из-за этого студии в целом будут снимать меньше фильмов.
Как сообщала та же Variety, кинопроизводители нашли преимущества в продаже среднебюджетных фильмов напрямую в онлайн: такая схема дает немедленный приток денег, тогда как традиционный прокат в кинотеатрах требует много времени, чтобы окупить затраты. Это значит, что в онлайн будут скорее отдавать фильмы, в коммерческом успехе которых продюсеры до конца не уверены. «Небольшие фильмы будут вытеснены из кинотеатров, и все, что у нас останется,— это фильмы-события и Marvel»,— цитирует Variety основателя консалтинговой фирмы Creatv Media Питера Ксати.
Но прогнозы того, как будет развиваться рынок с учетом усиления роли стриминговых сервисов, разнообразны. The New York Times опросила о будущем бизнеса крупнейших деятелей Голливуда, и многие из них сходятся в том, что кинотеатральным релизам придется как-то отличаться от онлайновых, будь то малобюджетный фильм ужасов, блокбастер или оригинальная драма среднего бюджета. Если аудитория воспринимает фильм как что-то похожее на то, что они могут увидеть в видеосервисе, то в кино они могут не пойти, констатирует сопредседатель Fox Searchlight Нэнси Атли. Другие же против навязывания такого разделения, опасаясь, что оно в итоге станет «самоисполняющимся пророчеством».
Окно в онлайн
Российские участники киноиндустрии также расходятся в оценках будущего отечественного проката. Генеральный продюсер «Среды» Иван Самохвалов, например, согласен, что независимо от эпидемий поход в кинотеатр будет теперь сравним с походом в парк аттракционов — «только блокбастеры и фильмы с большим количеством графики и экшена, только зрелищное кино, остальные жанры потихоньку будут уходить в digital».
Это значит, что тренд на сокращение прокатных окон продолжится и у нас, особенно для релизов, «продюсеры которых объективно оценивают свои возможности и, к примеру, понимают, что дальше второго уикенда они не могут удержать сеансы». Они будут раньше уходить из кинотеатров в онлайн, при этом увеличивая доходы в интернете.
В то же время для блокбастеров и фильмов традиционных кассовых жанров (комедия, боевик) ничего не изменится, а кинотеатральные окна вернутся на прежние позиции, как только пандемия отступит, считает Иван Самохвалов. «Нет финансового интереса снимать кино с проката и отдавать в онлайн, пока оно собирает. Большие игроки, претендующие на кассу, сидят и ждут, когда закончится эпидемия и зритель начнет ходить в кинотеатры в прежнем объеме, так как доходы от премьеры в онлайне и от кассовых сборов несопоставимы»,— уверен он.
По крупным релизам сохранится классическая схема, хотя и «будет больше исключений», согласен гендиректор видеосервиса Premier Иван Гродецкий. Онлайн-кинотеатры, по его словам, заинтересованы в широком прокате и маркетинге, который делает прокатчик, а значит, готовы будут ждать.
Среднебюджетные фильмы и в России будут уходить из кинотеатров и перетекать в онлайн быстрее, полагает директор направления «Видео» «Мегалабс» Наталья Сергеева. Но угрозы для киноиндустрии в целом в этом нет, уверена она, сокращение окон или одновременный релиз только «подстегнут отрасль и принесут дополнительные заработки правообладателям». В России есть города, где нет кинотеатров или их мало, а цифровой релиз — единственный легальный способ посмотреть фильм, напоминает госпожа Сергеева.
В долгосрочной перспективе и сам термин «прокатные окна» может стать устаревшим, считает гендиректор «Megogo Россия» Виктор Чеканов, подчеркивающий, что ранний цифровой релиз сокращает потери киностудий от пиратов, «а это миллионы долларов».
Особый путь
Но если многие эксперты верят, что в целом кинорынок в России будет развиваться, как на Западе, хотя, возможно, и с некоторой задержкой, то другие считают, что у страны особый путь путь. «У нас совершенно разные рынки. В Штатах "Мулан" выходит в онлайн, потому что знаковые города и кинотеатры Америки закрыты и студии просто в силу плотного графика релизов некуда переносить фильм. В России картина выходит на большой экран и собирает под 200 млн руб. за уикенд. Отсутствие окна нецелесообразно ни для киносетей, ни для продюсеров»,— подчеркивает Ольга Зинякова.
Сокращение цифровых окон, по ее мнению, ограничится «точечными вынужденными решениями», так как выпуск релизов в онлайне не может компенсировать сборов в кинотеатрах, а основная причина роста онлайн-платформ во время пандемии была лишь в отсутствии альтернативы. «Кинотеатры генерят 80% дохода, и никто не готов пилить этот сук»,— говорит она.
Если за рубежом релизы киностудий-мейджоров — это релизы на весь мир, а у самых крупных онлайн-платформ Netflix и Amazon и у самих есть способность финансировать кинопроекты, то в России «другая история», согласна гендиректор видеосервиса Start Юлия Миндубаева. «Совершенно точно будут появляться фильмы, которые сразу же пойдут в digital, и, скорее всего, это будут малобюджетные фильмы, которые создают сами онлайн-кинотеатры, но вряд ли эта история будет массовой. Пока рынок не достиг таких объемов»,— считает она.
По мнению госпожи Миндубаевой, в России экономический потенциал таких экспериментов пока невысок, так как цифровой релиз в хорошем качестве еще и сразу появляется у пиратов, что сильно сокращает все виды сборов.
Главный редактор Kinodata.pro Сергей Лавров также считает, что скандал с выходом в онлайне «Троллей» и результаты «Мулан» вернут все голливудские студии к прежней модели показов, так как главная проблема в том, что зритель просто остается «в незнании» о фильме, если тот не появлялся в офлайн-кинотеатрах. В России, впрочем, по его мнению, секрет «особого пути» в другом: пока в киноиндустрии преобладает модель «производство на госденьги ради самого процесса», кассовые сборы их создателей почти не волнуют. Здесь, уверен эксперт, главное — «получить господдержку, а если получится заработать в прокате, то и это хорошо».