Как Этель Розенберг стала символом всего
И что в ней видели феминистки, гей-активисты и хиппи
В 1951 году в США к смертной казни были приговорены Этель и Юлиус Розенберг — американские коммунисты, обвиненные в шпионаже в пользу Советского Союза и передаче СССР американских ядерных секретов. Розенберги были единственными гражданскими лицами, казненными в США за шпионаж в период Холодной войны. Их казнь в 1953 году на фоне антикоммунистической истерии, инициированной сенатором Джозефом Маккарти, носила показательный характер — причастность Юлиуса к разведке удалось доказать, но его жена стала невинной жертвой. Ко дню рождения Этель Розенберг рассказываем, как на протяжении 70 лет ее образ оставался знаковым для американской культуры и помогал осмыслять историю феминисткам, хиппи и участникам движения за гражданские права
Этель Розенберг и феминизм
«Под стеклянным колпаком»
Сильвия Плат, 1963
Для феминисток невинно осужденная Этель, пошедшая на казнь за политические убеждения мужа, стала символом патриархальной Америки. Одно из наиболее ярких воплощений эта трактовка получила в автобиографическом романе Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком», написанном под впечатлением от казни Розенбергов.
«Стояло какое-то сумасшедшее, жаркое лето — то самое, когда отправили на электрический стул чету Розенберг, и я сама не понимала, что делаю в Нью-Йорке» — так начинается «Под стеклянным колпаком». Его главная героиня Эстер Гринвуд (в черновике романа она носила девичью фамилию Этель — Грингласс) — молодая эмансипированная женщина, приехавшая в Нью-Йорк на стажировку в редакцию журнала. Она страдает от приступов депрессии, которые проявляются на фоне того, что окружающий мир требует от нее быть только женой и матерью, что совершенно не входит в ее планы.
Формально история Эстер Гринвуд повторяла биографию Плат и мало походила на жизнь Розенберг: Плат тоже стажировалась в Нью-Йорке, тоже не хотела быть просто чьей-то женой и тоже всю жизнь боролась с депрессией. Но именно просвечивающая сквозь эту биографическую канву судьба Розенберг придавала образу главной героини подлинную трагичность, превращая и выдуманную Эстер Гринвуд, и реальную Сильвию Плат в безвинных жертв общества, которое готово было видеть в женщинах исключительно верных жен. Гринвуд, пытавшаяся бросить обществу вызов, оказалась в психиатрической клинике, Плат покончила с собой за месяц до выхода «Под стеклянным колпаком», а Розенберг, реализовавшая патриархальный идеал американских 50-х,— закончила жизнь на электрическом стуле.
«Я постоянно слышала о Розенбергах и по радио, и в офисе, пока они не стали неотступно преследовать меня. Это походило на то, как я впервые в жизни увидела труп. Потом в течение нескольких недель голова трупа — или то, что от нее осталось,— всплывала передо мной за завтраком, когда я ела яичницу с ветчиной, и за лицом Бадди Уилларда, ведь именно он устроил мне это представление. Очень скоро мне стало мерещиться, что я таскаю с собой на веревочке голову трупа, словно какой-то черный, безносый воздушный шарик, воняющий уксусом»
Этель Розенберг и Уотергейт
«Публичное сожжение»
Роберт Кувер, 1977
В 70-е Розенберги вновь стали актуальны благодаря президенту Ричарду Никсону, опять погрузившему общество в состояние паранойи. В приверженце консерватизма Никсоне видели наследника Джозефа Маккарти, устроившего в 50-х пропагандистскую антикоммунистическую истерику, в результате которой и были казнены Розенберги.
Спустя три года после Уотергейтского скандала, когда Никсон был пойман на прослушке политических оппонентов, вышел роман классика американской политической сатиры Роберта Кувера «Публичное сожжение», в котором непосредственно действовали и Никсон, и Розенберги. По сюжету довольно запутанного фантастического романа главный герой по имени Дядя Сэм рассказывает кому-то сказку о своем враге коммунисте Фантоме, а Ричард Никсон в это время организует на Таймс-сквер показательный процесс над Розенбергами. Главная травма 50-х, разыгранная в декорациях 70-х, оборачивается настоящим карнавалом.
Книгу долго не могли напечатать: потенциальные издатели боялись, что Никсон пойдет в суд. И не напрасно. Если Дядя Сэм в романе олицетворял все ужасы национального героического (садизм, одержимость насилием и комплекс супергероя), то Никсон выступал как национальное политическое, воплощая обман и постоянное запугивание собственных граждан и соседей. Этель Розенберг выступала идеальной жертвой — на этот раз не патриархального общества, а государственной политики, ни в грош не ставящей людей. В одной из кульминационных сцен романа Никсон насилует Этель Розенберг и со спущенными штанами рассказывает об этом толпе, собравшейся на Таймс-сквер.
«Это поколение хочет, чтобы его развлекали. Что может быть лучше публичной казни?»
Этель Розенберг и хиппи
«Дэниел»
Режиссер Сидни Люмет, 1983
Лучший фильм Сидни Люмета по мнению самого Сидни Люмета — это экранизация романа Эдгара Доктороу «Книга Дэниела» (1971), история двух вымышленных детей Розенбергов. Главный герой Дэниел учится в университете, пытается безрезультатно выяснить обстоятельства казни родителей и мучается над недописанной диссертацией по истории американских левых. Библиотека, в которой он работает, закрывается из-за студенческих протестов против войны во Вьетнаме, и ему ничего не остается, как к ним примкнуть.
Образ Этель Розенберг появляется в фильме в воспоминаниях сына: она одновременно и плохая мать, которая выбрала политику, а не семью, и хорошая коммунистка, которая предпочла не сдавать товарищей, но оставить детей сиротами, и активистка, научившая своих детей независимо мыслить. Что делать с этой независимостью, дети, впрочем, не знают.
Спустя 20 лет после неудавшейся революции хиппи Люмета больше всего интересовало, какую роль в этом провале сыграло поколение отцов. Именно они, провалившие свою революцию, оставили детям память о бесплодности борьбы, но они же оставались для детей образцами того, как верить в борьбу настолько, чтобы пойти на смерть. Этель Розенберг уже не выступала здесь жертвой, она воплощала идеал политического борца, недостижимый для следующих поколений.
«Все общества — это вооруженные общества. Все граждане — это солдаты. А все правительства всегда готовы предать своих граждан смерти исходя из собственных интересов»
Этель Розенберг и движение за гражданские права
«Зами»
Одри Лорд, 1983
В 1983 году вышла беллетризованная автобиография поэтессы, феминистки и соратницы Мартина Лютера Кинга Одри Лорд — и Этель Розенберг вошла в пантеон героев американского движения за гражданские права.
В книге (в качестве названия выбрано слово, которым на Карибских островах называют женщин, которые «работают вместе и любят друг друга») Лорд размышляла о собственной гомосексуальности и рассказывала истории женщин, которые на нее повлияли, а параллельно вспоминала, как она решила заняться активистской работой. Точкой пересечения этих сюжетов и ключевым эпизодом «Зами» оказывается казнь Этель и Юлиуса Розенберг, с которыми дружили родители Лорд — так что обо всех подробностях дела она узнавала сразу. Самой Лорд в 1953 году было 19 лет, и случившееся, по ее словам, полностью перевернуло ее картину мира — «Мое поколение было моментально политизировано».
«Символом нашей борьбы была женская тюрьма в Нью-Йорке — там сидели Анджела Дэвис, Этель Розенберг, Валери Соланас и Грейс Пейли. Это место было постоянным напоминаем о том, что наши возможности безграничны, но за них придется побороться»,— говорила впоследствии Лорд. Фигура Этель Розенберг в 50–60-х действительно объединяла активисток — за нее на протесты выходили чернокожие женщины, представительницы коренного населения США и будущие участники мексиканского движения «чикано».
«Во второй раз я поехала в Вашингтон в 1953 году — с намерением пикетировать у Белого дома в знак протеста против запланированной казни Юлиуса и Этель Розенберг. Вместе с другими членами Комитета по освобождению Розенбергов мы маршировали, пели и раздавали прошения о помиловании. Через неделю после этой поездки президент Эйзенхауэр подписал указ о прекращении расовой дискриминации в общественных местах столицы. Еще через неделю Розенберги были казнены на электрическом стуле»
Этель Розенберг и эпидемия ВИЧ
«Ангелы в Америке»
Тони Кушнер, 1989
С историей борьбы за права ЛГБТ+ судьбу Этель Розенберг связала пьеса Тони Кушнера «Ангелы в Америке», за которую он в 1993 году получил Пулитцеровскую премию и которую в 2003 году экранизировал для HBO Майк Николс. Объемная пьеса (спектакль длится порядка шести часов, Николс снял четырехсерийный фильм) об эпидемии ВИЧ в Нью-Йорке была послесловием Кушнера, открытого гея и политического активиста, к президентству Рональда Рейгана. Последний, как известно, до последнего отрицал наличие проблемы — во многом из-за его консервативной политики эпидемия ВИЧ в США приняла такие катастрофические масштабы.
Один из главных героев «Ангелов» — умирающий от СПИДа юрист Рой Кон, тот самый, который в 1953 году в качестве государственного обвинителя добился для Розенбергов смертной казни. Кон — одна из самых диких фигур американской политики ХХ века — помощник сенатора Джозефа Маккарти, адвокат нью-йоркских мафиозных семей и гомосексуал, который лоббировал все гомофобские законы того времени. По сюжету перед смертью к нему приходит призрак Этель Розенберг, с казни которой началась политическая карьера 23-летнего Кона.
Розенберг символизирует тут сразу всех заложников американской политики, но впервые оказывается не только жертвой, но и активным участником событий — она издевается над умирающим Коном, до последнего считавшим, что болен раком. Спустя сорок лет после казни Розенберг наконец получила возможность взять реванш. Из идеальной жертвы патриархата и террора родился ангел возмездия, который приходит мстить за себя и остальных мучеников ХХ века.
«Она хуже Юлиуса. Она умнее его. Она все это придумала»