«Русскому экспорту» очертили границы
Игорь Чайка вышел из бизнеса по поставкам продуктов в КНР
Игорь Чайка — сын бывшего генпрокурора, а ныне полпреда президента в СКФО Юрия Чайки — перестал быть совладельцем компании «Русский экспорт», которая занималась поставками продуктов из РФ в Китай. Оставшиеся собственники бизнеса планируют перезапуск проекта, указывая на негативное влияние пандемии COVID-19. Участники рынка считают, что у компании могли возникнуть проблемы из-за ограниченного ассортимента и сложностей со сбытом.
Один из основателей ООО «Русский экспорт» Игорь Чайка, сын бывшего генпрокурора России Юрия Чайки, вышел из капитала компании. Как следует из данных ЕГРЮЛ, его доля в 41% перешла Артему Семенову — советнику губернатора Подмосковья на общественных началах. В результате тот стал владельцем 65,5% «Русского экспорта». Остальные 24,5% и 10% компании сохранили Анна Барышева и гендиректор Олег Дмитриенко соответственно, следует из ЕГРЮЛ.
«Русский экспорт» создан в 2016 году. Совместно с First Russian Cross-Border International Trading ltd занимался экспортом продуктов из РФ в Китай. В ассортименте была мука, подсолнечное масло, кондитерские изделия, пиво, а также косметика. Продукция, по собственным данным, реализовывалась дистрибуторам, сетям и на онлайн-площадках, в том числе собственной платформе Dakaitaowa. В 2017 году компания поставляла более 250 тонн продукции в месяц. В 2019 году «Русский экспорт» получил 52,88 млн руб. выручки и 214,76 млн руб. чистого убытка, следует из «СПАРК-Интерфакс».
Олег Дмитриенко сообщил “Ъ”, что выход Игоря Чайки из числа учредителей компании был следствием «общего решения» совладельцев.
Вдаваться в детали господин Дмитриенко не стал. По его словам, после пандемии COVID-19 бизнес с КНР серьезно изменился, и владельцы «Русского экспорта» сегодня ищут возможности для реструктуризации проекта в новых реалиях. Раскрывать детали перезапуска топ-менеджер также отказался. Связаться с Игорем Чайкой и Анной Барышевой не удалось. Как следует из базы «СПАРК-Интерфакс», все доли в «Русском экспорте» заложены структурам Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). В 2018 году стало известно, что компания договорилась о привлечении финансирования от РФПИ в виде конвертируемого займа. Возможные инвестиции — до 300 млн руб. (см. “Ъ” от 20 июня 2018 года). В РФПИ отказались от комментариев.
Совладелец московской кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев знает, что «Русский экспорт» столкнулся со сложностями еще до пандемии. По его словам, представители компании ранее предлагали «Победе» создать бренд для китайского рынка, но переговоры внезапно прекратились. Источник “Ъ” на рынке не исключает, что у «Русского экспорта» могли возникнуть сложности с набором поставщиков. По словам собеседника “Ъ” в крупной пищевой компании, экспортировать из РФ в Китай имеет смысл либо высокорентабельные продукты, либо крупные партии. Но поставки ряда категорий запрещены, а о масштабных продажах через онлайн-площадки говорить не приходится, указывает он.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев говорит, что Китай остается привлекательным рынком для российских производителей продуктов, но со своими особенностями.
У компаний могут возникнуть сложности с авторскими правами, восприятием ассортимента местными потребителями и пр., указывает он. Господин Муравьев подтверждает, что работать на китайском рынке непросто. В стране очень много торговых точек, которые сложно обслуживать, а потребление, например, сладостей всего в два раза превышает российское, отмечает он. Но то, что пандемия изменила экспорт продуктов в КНР, Виталий Муравьев не заметил. Представитель Cainiao (логистическое подразделение Alibaba Group) Антон Пантелеев добавляет, что спрос на российские продукты в КНР остается стабильным, а РФ остается в десятке стран по объемам поставок.