Ворон прогонят средствами бюджета
Как Дом правительства планирует избавиться от птиц на своей крыше
Российские министры не уживаются с воронами: птицы облюбовали крышу Дома правительства на Краснопресненской набережной. На двухлетнюю борьбу с ними из бюджета выделят почти 43 млн руб. Это много или мало для изгнания ворон? Разбиралась Алла Пугачева.
Премьер-министру Михаилу Мишустину и его подчиненным, должно быть, жутко каждый день приходить на работу под такой мрачный аккомпанемент. Но это не единственное неудобство, которое доставляют полчища птиц на Белом доме. Они оставляют слои помета и портят белый мрамор и барельефы легендарного здания, с грохотом носятся по крыше. Дом правительства — очень комфортная для ворон локация, ведь рядом находится Московский зоопарк, куда они летают перекусить.
Это сообразительные, хитрые и озорные птицы, но, действительно, всех утомили. А для ведомственных зданий они представляют особую опасность, говорит главный сокольничий музея «Коломенское» Сергей Ярцев: «Я же не знаю, какие стоят приборы на Белом доме. Может быть, это приборы спецсвязи, еще чего-то, то есть вороны могут все расковырять — они очень умные. Помет ворон очень едкий, и с точки зрения санитарной гигиены это не очень хорошо».
Как именно власти намерены бороться с надоедливыми воронами, пока точно не известно, но, скорее всего, для этого привлекут хищников — соколов, ястребов и даже филинов. С такими бойцами как раз и работает Сергей Ярцев. По его оценке, 40 млн с лишним на ближайшее два года на такую миссию — вполне вменяемая сумма: «Если, предположим, на объекте будет работать 10 птиц и пять человек-сокольников, получается где-то 2 млн в месяц. Кормление каждой птицы в месяц обходится в среднем в 6-8 тыс. Что касается специалистов, меньше 150 тыс. руб. в месяц они не возьмут.
Я бы сказал, что наиболее эффективной птицей является не сокол, а ястреб. Стая ворон сокола погонит, а вот чтобы погнать самку ястреба, надо еще постараться».
Картина ястребиной охоты прямо над Белым домом, на первый взгляд, выглядит кровожадно, но это не так. Цель — не убить ворон, а напугать. Сейчас во всем мире тренд на гуманность, поэтому ястребам могут надевать на когти специальные пластиковые колпачки на случай, если они все же схватят врага. Есть и другие способы борьбы с птицами, например, различные шумовые установки или яды. Но специалисты считают, что в центре города такие методы использовать и опасно, и бессмысленно.
Руководитель проекта «Орнитарий» Вадим Мишин сокрушается: в России и так постепенно умирает культура соколиной охоты, так еще и в проект по защите Белого дома от ворон, по слухам, российских специалистов не позвали. «Насколько я знаю, они для этого пригласили опять же чешских специалистов и зарубежных птицы, причем эти птицы выведены у нас, потом там выращены и воспитаны, привезены сюда, может быть, не в первом поколении, во втором, в третьем. Вот такая вот ситуация»,— заключает Мишин.
Интересно, что особо теплые отношения на базе любви к хищным птицам у России сложились с государствами персидского залива. Арабы очень любят соколиную охоту и высоко ценят соколов, покупают их аж за сотни тысяч долларов. Год назад Владимир Путин даже презентовал белого камчатского кречета королю Саудовской Аравии. А вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами Россия договорилась развивать орнитологические центры по реабилитации и репродукции ловчих птиц.
В среду вечером в Минприроды сообщили о создании службы орнитологической защиты. Ее приоритетными объектами станут аэропорты и правительственные здания. Вероятно, она и займется вскоре охраной Белого дома от ворон. При этом, по подсчетам орнитологов, число ворон в столице может достигать 400 тыс., в зависимости от сезона.