«Мы нашли совершенно новые решения»
Руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев — в программе «Цели и средства»
10 сентября состоялась внеплановая премьера 245 сезона Большого театра цикла одноактных балетов под названием «Четыре персонажа в поисках сюжета». Как проходил репетиционный процесс? И как родилась сама идея? Эти вопросы в рамках программы «Цели и средства» ведущий “Ъ FM” Рамаз Чиаурели обсудил с руководителем балетной труппы главного театра страны Махаром Вазиевым.
— Махар Хасанович, прежде всего вопрос, почему внеплановая премьера?
— Внеплановая потому, что у нас не планировался этот вечер, а он всплыл уже на волне той ситуации пандемии, в момент, когда мы находились именно в режиме самоизоляции. Конечно, мы переживали друг за друга, прежде всего за здоровье. Для нас, для людей, которые занимаются искусством танца и балетом, конечно, 2, 3, 4 месяца — это просто период потерь, который мы не можем потом компенсировать. И, конечно, тревоги, беспокойства нас бесконечно посещали. Но я хочу сказать, что с нашими друзьями, нашими партнерам мы все время созванивались, пытались найти какие-то решения, возможности, чтобы каким-то образом помочь нашим актерам. Вопрос заключался в том, чтобы придать актерам какой-то стимул, надежду, источник силы и веры, поскольку у всех планы нарушились, и никто не знал, что будет и как мы дальше будем жить.
— Если позволите, остановимся чуть подробнее на роли Олега Владимировича Дерипаски, поскольку ни для кого не секрет, что вообще роли меценатов и меценатства в России уже не одна сотня лет. Но чтобы представитель бизнеса принимал активное участие и содействовал именно на стадии замысла какого-то проекта, я, честно говоря, не могу сказать, что слышал часто. Что, кроме пандемии, сподвигло вас на рождение вот этого квартета?
— Мы говорим все же о наших друзьях, и если мы говорим конкретно об Олеге Владимировиче, нужно понимать, что он нас поддерживает и поддерживает Большой театр уже очень давно, и он это делает абсолютно системно и последовательно, это не какие-то разовые акции.
— Теперь немного о самом процессе, прежде всего репетиционном. Я вообще не понимаю, как можно репетировать в дистанционном формате — мы в театре отказались от дистанционных репетиций, а уж с балетом их проводить еще сложнее. Как вы нашли тот самый мостик, который связывал артистов, хореографов и руководство театра, чтобы создать единое целое, проект, который люди увидели 10, 11 и 13 сентября?
— Я вам могу без пафоса сказать: это прежде всего вера в этот проект. Конечно, я не скрываю и всегда говорю своим артистам, что для меня важен конечный результат, который мы выносим для зрителя на сцену. Но в этой ситуации не менее важное значение для меня имел этот репетиционный период. И более того, скажу, когда уже прилетели хореографы, когда они пришли в театр в первый день и выбирали актеров, то, конечно, было достаточно волнительно. Значение этого проекта в том, что он как раз дал актерам возможность объединиться и увлечься. И для нас это было очень важно. Это был момент, когда мы вновь объединили артистов под художественную идею. Для меня это был не менее важный момент, нежели наш, так сказать, итоговый, конечный результат. Вы абсолютно правы, конечно, это был достаточно сложный период, но мы должны помнить, что все же и по сей день мы в театр не впускаем людей, которые, так сказать, не соблюдают все рекомендации и правила Роспотребнадзора. В этом смысле мы были очень строги и продолжаем проявлять достаточную строгость, потому что проект проектом, но куда важнее здоровье людей.
— Как публика приняла премьеру?
— Замечательно, абсолютно замечательно.
— Знаю, что Большой театр всегда колоссальное количество времени и сил уделял гастрольной деятельности. В этом году, в этом сезоне явно она будет сокращена, если не отменена вовсе, учитывая те сложности и то замкнутое пространство, в котором все страны оказались из-за вполне объективных обстоятельств. Чему вы посвятите это время?
— Знаете, в этом смысле мы не исключение, мы уже отменили многие наши гастроли, например, в Америке. И в Японию должны были в ноябре гастролировать, но, к сожалению, вынуждены были тоже отменить, поскольку понимаем общую ситуацию. Конечно, мы подстраховываемся и, естественно, находим совершенно другие решения, и, значит, будем выступать дома.