В смерти Тесака нашелся мотив
Следствие считает, что националист покончил с собой, опасаясь пожизненного срока
Адвокат по просьбе родителей националиста Максима Марцинкевича, известного под прозвищем Тесак, направил заявление в Следственный комитета России (СКР) с требованием возбудить уголовное дело о его убийстве в СИЗО №3 Челябинска. Родственники и защитники не верят, что заключенный мог покончить с собой. Перед смертью Максим Марцинкевич жаловался на пытки со стороны сотрудников красноярской колонии: они якобы силой заставили его признаться в серии убийств. В СКР утверждают, что признание Тесака под видеозапись было добровольным. В нем говорилось, что националист совершал убийства с 19 лет. Проверяя показания Тесака, следователи нашли два трупа. Впрочем, явка с повинной оформлялась без официальных адвокатов националиста, а ему самому в связи с новыми подозрениями никаких обвинений не предъявляли.
Председателю СКР Александру Бастрыкину направили заявление с требованием возбудить уголовное дело об убийстве националиста Максима Марцинкевича в челябинском СИЗО №3. Адвокат Алексей Михальчик сделал это по просьбе родителей бывшего подзащитного. В документе он выражает сомнение в том, что заключенный покончил собой. «Марцинкевич М. С.— морально устойчивый, волевой человек, который никогда не высказывал суицидальных намерений. 09.09.2020 он жаловался защитнику на пытки, которым его подвергают с целью склонения к признанию преступлений, которые он не совершал»,— написал в заявлении господин Михальчик. “Ъ” направил запрос в ведомство с просьбой прокомментировать информацию о реакции СКР на заявление. На момент подготовки материала ответ не был получен.
Чем известен Максим Марцинкевич
Представители Максима Марцинкевича опубликовали в его Telegram-канале фотографию, сделанную на месте смерти. На шее у погибшего виден шнурок от обуви, лицо в крови, в уши вставлены беруши. Адвокат Иван Сидоров сказал, что его подзащитный надевал беруши только перед сном. Он считает, что этот факт может быть косвенным доказательством убийства во сне. «У нас есть все основания полагать, что это было убийство. Я помню эти беруши. Он рассказывал, что они хорошие, от всего спасают. Он в них спал. Я думаю, это все могло происходить во сне. Фигурируют шнурок и лезвие. Он не смог бы пронести лезвие. Именно его обыскивали бы с ног до головы. Он рассказывал, что, когда приехал в Коми, у него со скандалом отобрали ручку».
Еще одним странным фактом адвокат назвал помещение Тесака в одиночную камеру.
«Чтобы как раз не было никаких попыток самоубийства, с такими людьми всегда кто-то сидит при пересылке. Либо там должна была быть видеокамера, потому что им (надзирателям.— “Ъ”) важно, чтобы он ничего с собой на пересылке не сделал»,— говорит господин Сидоров.
Адвокат Инна Котлярова последней из защитников видела Максима Марцинкевича в Новосибирске. Он находился там после отправки из Красноярска, после чего был этапирован в Челябинск. Она рассказала, что заключенный жаловался на пытки в красноярской колонии. «Он сказал, что в Красноярске вынужден был написать явки с повинной по убийствам, которые он признавать не собирался. Он собирался доехать до Москвы, защищать себя и наказать виновных лиц, которые его пытали. Его били, там были пресс-хаты, где постоянно бьют. Он говорил, что его увозили в тюремную больницу. Спрашивал, насколько имеют юридическую силу полученные под давлением явки с повинной»,— заявила адвокат.
По словам адвоката Котляровой, Максим Марцинкевич под давлением признался в совершении убийств в Москве в конце 1990-х — начале 2000-х. Его этапировали из Красноярска в столицу для проведения следственных действий.
Между тем официальный представитель СКР Светлана Петренко рассказала «Комсомольской правде», что Максим Марцинкевич признался следствию в двойном убийстве, на основании его сведений были найдены останки жертв преступления. «Он подробно описал обстоятельства двойного убийства, о котором правоохранительным органам не было известно, и описал место захоронения жертв. На основании этих сведений следователи обследовали местность и обнаружили останки жертв»,— рассказала госпожа Петренко. По ее словам, согласно показаниям Тесака, он начал убивать приезжих в Москве с 19 лет. «Это он рассказал в совершенно спокойной, доверительной беседе со следователем. Все эти записи у нас есть»,— отметила она.
Еще один защитник националиста, Владимир Краснов, подтвердил, что Тесака допрашивал следователь СКР из Москвы, но следственные действия с ним проводились как со свидетелем. «Статуса подозреваемого или обвиняемого у него не было»,— добавил защитник. По версии господина Краснова, признательные показания у Максима Марцинкевича были получены незаконно хотя бы потому, что в следственных действиях не участвовал никто из его официальных защитников.
Госпожа Котлярова добавила, что во время последней встречи Максим Марцинкевич не выглядел подавленным, он не высказывал суицидальных мыслей и «был настроен на борьбу».
Тело 36-летнего Максима Марцинкевича, отбывавшего десятилетний срок, было найдено в одной из камер СИЗО №3 Челябинска утром 16 сентября. Перед смертью националист написал несколько записок, в которых, впрочем, причина суицида не раскрывалась. В СКР считают, что Тесак мог покончить с собой, опасаясь пожизненного срока, который ему грозил за убийства.