Трехлетний горизонт
В Ленобласти подготовили проект бюджета до 2023 года
На заседании правительства Ленобласти представили проект областного бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. По прогнозам чиновников, в 2021 году дефицит должен снизиться с 17,6 до 12,8 млрд рублей. В 2020 году бороться с COVID-19 помогали дополнительные налоговые поступления нефтегазовых компаний, часть которых из-за перерасчета все же придется вернуть. Эксперты называют главный документ региона устойчивым и сбалансированным, подчеркивая, что по сравнению с Петербургом доходная база Ленобласти из-за пандемии пострадала не так сильно.
Проект областного закона, в котором отражаются основные параметры бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, представил вчера врио первого заместителя председателя правительства Ленобласти Роман Марков. Согласно прогнозам комитета по финансам, доходы областного бюджета в 2021 году составят 149,2 млрд рублей, расходы — 162 млрд рублей, дефицит — 12,8 млрд рублей. Господин Марков уточнил, что в доходной части есть определенность только с налоговыми и неналоговыми поступлениями, сумма которых в следующем году ожидается на уровне 135 млрд рублей (в 2020 году — 130,4 млрд рублей). Точные параметры софинансирования из федерального бюджета на ближайшую трехлетку пока неизвестны.
Большую часть бюджетных средств в 2021 году планируется направить в сферу образования — 36,1 млрд рублей (–5,8% к уровню 2020 года), здравоохранения — 25,4 млрд (–16,8%), а также на социальную поддержку населения — 23 млрд (–3,3%).
Доходы в 2022 году прогнозируются на уровне 156,7 млрд рублей, в 2023 году снизятся до 137,1 млрд. По словам Романа Маркова, это, в том числе, произойдет из-за отмены действия института консолидированных групп налогоплательщиков. Расходы и дефицит в 2022 году составят 160,1 и 3,4 млрд рублей соответственно, а в 2023 году — 141,6 и 4,5 млрд рублей. Объем доходов консолидированного бюджета в 2021 году может составить 181,7 млрд рублей, расходы — 196,3 млрд, дефицит — 14,6 млрд. В 2023 году основные параметры главного документа региона должны измениться до 172,4;177,4 и 5 млрд рублей соответственно.
Проект областного бюджета будет дорабатываться до 20 октября, после чего документ передадут в региональный ЗакС, уточнили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти.
Бюджет на 2021–2023 годы формировался в условиях сложнейшей ситуации, которую господин Марков назвал беспрецедентной. В этом году на борьбу с COVID-19 Ленобласть потратила 7 млрд рублей, более 4 млрд из них выделил федеральный бюджет. Деньги пошли на приобретение оборудования для развертывания коек, стимулирующие выплаты медикам, социальную поддержку граждан и другое. Согласно прогнозам, доходы областного бюджета в 2020 году составят 149,6 млрд рублей, расходы — 167,2 млрд. Дефицит может достигнуть 17,6 млрд рублей.
За первое полугодие 2020 года доходная часть бюджетов регионов СЗФО снизилась на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее серьезное падение наблюдалось в Республике Коми (–22,7%) и Ненецком автономном округе (–19,4%). При этом в Ленобласти в единственном субъекте Северо-Запада был зафиксирован рост на 5,2%, подчеркивает господин Марков. Это объясняется тем, что серьезная доля бюджета приходится на нефтегазовые доходы от консолидированной группы налогоплательщиков «Сургутнефтегаза», говорит господин Марков. «И в первом полугодии, когда национальная валюта значительными темпами снижалась, у компании возник внереализационный доход, благодаря чему мы получили дополнительный налог на прибыль»,— поясняет он. Такая ситуация региону помогла в 2020 году пережить замедление экономики, но оказала и негативное влияние. Когда федеральный центр начал решать, какому из регионов необходимо дополнительное финансирование, Ленобласть не попала ни в первое, ни во второе распределение, говорит господин Марков. «Но уже сейчас мы видим переплату, зафиксированную налоговой службой,— 12,8 млрд рублей, и 7 млрд уже предъявлено к возврату из бюджета»,— сообщает он. Поэтому регион столкнется с основными проблемами в конце года, когда ему придется завершить расчет с налогоплательщиками, предупреждает господин Марков.
Ленобласть чувствовала себя более устойчиво в период пандемии, чем Петербург, в силу другой структуры экономики, указывает директор фонда «Центр стратегических разработок "Северо-Запад"» Марина Липецкая. Для Петербурга важное значение имеют туризм и ресторанная индустрия, тогда как доходную базу Ленобласти формируют крупные промышленные предприятия и агробизнес, которые пострадали от коронавируса не так сильно, отмечает она.
Президент филиала Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Ходачек называет бюджет Ленобласти достаточно устойчивым и сбалансированным на фоне других регионов. В следующем году бюджетный дефицит может сократиться за счет переходящих остатков 2020 года и предоставления федеральных средств на финансирование региональной части нацпроектов, полагает эксперт.
Отмена консолидированных групп налогоплательщиков приведет к снижению доходов бюджета, но в этой ситуации регион может рассчитывать на дотации из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, рассуждает господин Ходачек. «Федеральный бюджет в любом случае получит свое, где бы компания ни была зарегистрирована. Значит, более активно будут задействованы механизмы перераспределения доходов или центр будет выделять средства на реализацию системообразующих проектов субъектам, которые проводят устойчивую финансовую политику»,— комментирует он.