«У нас все на контроле»
Интервью
Пандемия коронавируса, которая ударила по всем сферам, и в первую очередь по бизнесу, не смогла помешать строительству как жилья, так и социальной инфраструктуры. Курирующий данный вопрос вице-губернатор Петербурга Николай Линченко рассказал, как удалось не остановить ни одной стройки и почему в городе не будет новых обманутых дольщиков.
— Насколько остро стоит вопрос с нерасселенными домами и, соответственно, с реализацией проекта по реновации?
— Проект реновации у нас начал реализовываться еще одиннадцать лет назад, то есть достаточно давно, но не настолько эффективно, как хотелось бы. Проблема реализации понятна: связана она с отсутствием достаточного количества стартовых земельных участков. Собственно, проблема эта повсеместна во всех субъектах Российской Федерации. Только Москва смогла преодолеть многие стартовые болезни, потому что у них под реновацию предусмотрено отдельное регулирование: помимо специального федерального закона о присоединенных новых территориях, также есть закон о статусе столицы, в который внесены соответствующие изменения федеральных норм, позволяющие существенно упростить реализацию проекта. Также в Москве проще разрешается проблема последней «золотой» квартиры: когда решение принято квалифицированным большинством, оно уже обязательно к исполнению. А у нас первую пятиэтажку несколько месяцев назад сносили, потому что последнюю квартиру расселяли несколько лет. У нас существует, если можно так сказать, потребительский экстремизм. Эти объективные причины тормозят скорейшую реализацию всей программы реновации.
— Остановились ли какие-то проекты в рамках реализации, в том числе нацпроекта «Жилье»?
— Мы, в отличие от других субъектов Российской Федерации, ни на один день не останавливали ни одну стройку, мы обязали всех соблюдать регламент безопасности производства работ в условиях пандемии. Все это было расписано и была введена персональная ответственность руководителя организации — в том числе и за строительную площадку, поэтому и вспышек вируса у нас на объектах не было. Я могу сказать, что предпринятые усилия привели к должному результату. Не прекращалась у нас и регистрация договоров долевого участия, с чем обычно связан разрыв системы финансирования долевого строительства: у нас около 70% объектов строится по старой схеме и еще около 15% по эскроу. Хорошим подспорьем в стабилизации рынка и в решении жилищных вопросов сегодня является качественная программа ипотечной ставки. Она показала свою эффективность еще в 2015–2016 годах. Сегодня у нас тренд такой же, он кратно возвращает объемы, и сегодня мы уже вышли на докризисные показатели. Программа выгодно отличается даже от той, которая действовала в 2015–2016 годах, ведь еще в январе этого года даже в самых смелых фантазиях никто не мог предположить ипотеку под 6%, правда? Причем для всех.
— Сейчас планируется сокращение бюджета, возможно ли будет продолжать в том же самом объеме, например, на будущий год какие-то долгосрочные проекты?
— У нас основные расходы бюджета по курируемому мной направлению связаны с расходами на строительство необходимых объектов социальной инфраструктуры. Последние несколько лет складывался тренд опережающего жилищного строительства в ущерб социальной инфраструктуре. С момента моего вступления в должность, в начале прошлого года, мы констатировали достаточно большой дефицит. Мы сейчас все усилия направили на его сокращение. Застройщики не получают ни одного разрешения на строительство без подтверждения обеспеченностью социнфраструктурой. Соответственно, все усилия бюджета направлены на устранение имеющегося дефицита. По сравнению даже с 2019 годом объем выполнения работ сейчас увеличился в 2,5 раза. При этом понятно, что нам параллельно приходилось, помимо этого, заниматься определенными объемами работ модернизации существующей системы объектов здравоохранения, то есть на имеющийся вызов надо было адекватно реагировать. Как вы знаете, мы в том же самом «Ленэкспо» за неделю развернули госпиталь на 1000 коек. Дополнительно сейчас, например, форсируем строительство: у нас 33-я больница в Колпинском районе по первоначально утвержденному графику была с вводом 2021 года. Сегодня — до конца текущего года. Параллельно мы строим новый клинико-диагностический комплекс для Госпиталя ветеранов войн в Невском районе, с максимальной вместимостью — 405 коек. Работы стартовали в июле, и до конца 2020 года в планах стоит необходимость выполнения полного комплекса работ, включая лицензирование под медицинскую деятельность. Определенная корректировка в части бюджетных расходов у нас была, но она коснулась исключительно новых объектов, непрофильных: некоторые объекты спорта сдвинулись, например.
— Хочу спросить про федеральные средства, которые выделяются в рамках нацпроектов. Хватает ли их сейчас?
— В Санкт-Петербурге по федеральному проекту «Жилье» денежные средства федеральным центром не выделяются. Например, мы два года подряд направляли заявку на софинансирование проекта строительства школы на 1600 мест. Но пока заявка осталась без поддержки. Поэтому на данный момент мы строим исключительно за счет средств бюджета города, как, собственно, и решаем вопросы обманутых дольщиков, и должен сказать — успешно. Понятное дело, что поддержка федерального центра всегда приветствуется. Могу привести пример: в прошлом году по поручению президента Петербургу была оказана целевая поддержка в размере 10,6 млрд рублей — именно на частичное устранение имеющегося дефицита по социнфраструктуре. Тогда нам удалось сделать достаточно хороший рывок: выкупить четыре школы и 24 детских сада. Существенным образом увеличился объем объектов, которые получила система образования. В прошлом году это было хорошим подспорьем. Могу также сказать, что успешно в этом году федеральным центром были поддержаны наши заявки по софинансированию объектов в рамках нацпроекта «Здоровье и спорт». Через комитет по физкультуре и спорту у нас прошло софинансирование завершения строительства двух ледовых катков, один сейчас уже вводится в эксплуатацию, второй будет введен через три месяца. Там, правда, софинансирование небольшое: около 130 млн рублей на два объекта.
— По дорожной инфраструктуре: какие в Петербурге самые острые точки?
— Особо остро стоит проблема дефицита и по социальной, и по дорожной инфраструктуре в кварталах массовой застройки, которые уже на сегодняшний день заселены. Это, например, всем известные Шушары. Там целый клубок проблем, и мы привлекли дополнительные банковские средства для форсирования строительства школ, детских садов и поликлиник. Параллельно с коллегами решаем вопрос наращивания объемов обслуживания общественным транспортом для связи с метро, прорабатываем вопрос улучшения транспортной доступности. Коллеги из комитета по развитию транспортной инфраструктуры прорабатывают вопрос реконструкции, в том числе, Витебского шоссе, модернизацию перекрестка, светофорного поста, чтобы максимально увеличить пропускную способность. На севере города, где находится территория массовой застройки, проблематика была связана с решением вопроса обманутых дольщиков. Помните, у нас была такая группа компаний «Город» — 5086 квартир обманутых дольщиков? В прошлом году мы их обеспечили долгожданным жильем. У нас есть на весь город так называемая температурная карта дефицитности: отдельно по детским садам, по школам, объектам здравоохранения, отдельно по транспортным объектам, инженерной инфраструктуре. Соответственно, основываясь на приоритетах, ранжируются те объекты, которые получат помощь в первую очередь. Понятное дело, что при включении в адресную инвестиционную программу они обязаны быть обеспечены необходимыми комплектами проектной документации: пройти госэкспертизу, имеющую достоверный сводно-сметный расчет, и обоснование расходов бюджетных инвестиций.
— Есть ли сейчас у правительства Петербурга уверенность во всех застройщиках, которые реализуют какие-то проекты на территории города?
— У нас все на контроле. Мы достаточно гладко и спокойно прошли переходный момент, связанный с изменением системы софинансирования по счетам эскроу: банки анализируют в первую очередь не застройщиков, а их конкретные проекты, внутреннюю экономику, сроки окупаемости, внутреннюю норму рентабельности, маркетинговую стратегию его реализации, диктуя иногда моменты ценообразования, этапности выведения на рынок тех или иных продуктов. Это позволяет обеспечить возвратность кредитной линии гораздо быстрее. Так что сегодня уверенность есть. Взятые Александром Бегловым на момент вступления в должность обязательства по решению всех проблем обманутых дольщиков, которые стояли в реестре по состоянию на 1 января 2019 года, до конца этого года стремимся выполнить. Дальше уже будем приступать к благоустройству. К началу лета следующего года уже все обманутые дольщики будут удовлетворены в своих требованиях.
Следует учитывать измененный порядок: у нас реестра обманутых дольщиков с 1 июля 2019 года нет, вместо него введена единая информационная система жилищного строительства, оператором которой выступает «Дом.РФ». Теперь в Едином реестре проблемных объектов (ЕРПО) с момента нарушения первого договора долевого участия любой объект, который просрочен более чем на шесть месяцев, становится на контроль. Тем не менее такие объекты изначально находились на контроле комитета по строительству, и когда они автоматически стали светиться в ЕРПО, мы уже о них знали. Объем абсолютно некритичен: на контроле 31 дом, а это менее 300 тыс. кв. м. К тому же у нас есть полный расклад по всем этим объектам: по большей части (по 16) полностью решены проблемы. Это как раз объекты из реестра обманутых дольщиков, и по всем принято решение: кто и за какие средства завершает строительство, без привлечения средств фонда «Дом.РФ» и федерального центра. Четыре объекта у нас сегодня на стадии согласования по участию в них инвесторов для завершения строительства, а на восьми объектах застройщики завершают работы собственными силами. Это полностью контролируемая ситуация.