Подходящая среда
Градостроительные концепции
Реализация проектов, направленных на развитие качественной городской среды, остается одним из векторов, согласно которому формируются градостроительные концепции крупных европейских городов. Москва и Петербург пытаются нагнать их, ориентируясь на перспективный туристический поток. И если в столице с каждым годом становится все больше общественных пространств, транспортных решений и других элементов комфортной городской среды, то второй по величине российский город пока отстает.
Общее направление
Москва стремительно развивает городскую среду и по сравнению с европейскими столицами даже перегоняет их, а Петербург пока отстает от столичных темпов как в вопросах благоустройства городской среды, так и в развитии коммунального хозяйства, транспортной и социальной инфраструктуры, говорит архитектор и основатель проектного объединения Ольга Смоленская.
«Учитывая, что Петербург является одним из ключевых туристических городов России, привлекающим огромное количество как зарубежных, так и российских туристов, количество новых благоустроенных территорий крайне мало. Объективно не хватает велодорожек, пешеходных прогулочных зон, благоустроенных парковых и культурных пространств. Но стоит отметить, что в последние годы эта ситуация понемногу начинает меняться»,— говорит она.
В качестве примеров создания новых рекреационных пространств она приводит остров Новая Голландия в Адмиралтейском районе и общественное пространство «Севкабель Порт» на Васильевском острове. «Тем не менее, на мой взгляд, для культурной столицы подобных современных пространств, объединяющих искусство, дизайн, архитектуру, деловую и социальную активность, должно быть значительно больше — как минимум три десятка»,— подчеркивает госпожа Смоленская.
Москва и Петербург показывают практически одинаковые значения индекса качества городской среды с хорошим приростом за год, что говорит об изменении городских пространств в лучшую сторону, отмечает руководитель подразделения «Градостроительство» фонда крупнейшего российского финансового института развития в жилищной сфере Ксения Титова. Петербург стабильно лидирует в части качества озелененных пространств, хотя по другим направлениям уступает столице.
«Уровень развития городской среды — многосоставное понятие, которое не ограничивается обустройством общественных пространств и велодорожек. На наш взгляд, основной проблемой формирования комфортной среды городов сегодня является отсутствие комплексного подхода. Под комплексным подходом мы понимаем глубокую проработку градостроительного контекста, анализ и взаимоувязку позиций всех заинтересованных сторон, формирование видения будущего территории и основных направлений ее развития. Фактически речь идет о предпроектной концептуальной стадии разработки проектов городского развития — как стратегических, так и локальных. В первом случае — это мастер-план территории, во втором — дизайн-проект благоустройства»,— говорит госпожа Титова.
Показательное благоустройство
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга участвует в реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», являющегося частью одноименного федерального проекта, входящего в состав нацпроекта «Жилье и городская среда», для которого установлены семь показателей. Первый показатель определяет значение индекса качества городской среды. По итогам 2019 года он составил 243 балла, что является вторым результатом среди крупнейших городов после столицы. Второй показатель касается прироста индекса качества городской среды по отношению к предыдущему году. Так, его прирост на 2019 год составил 2% (пять баллов). «Показатель выполнен»,— говорят в комитете. Третий показатель — количество городов с благоприятной городской средой, при котором набранное количество баллов индекса качества городской среды составляет более 50% от максимально возможного (360). По итогам 2019 года Санкт-Петербург признан городом с благоприятной средой: им было получено 243 балла. Четвертый показатель — доля городов с благоприятной средой от общего количества городов, который в прошлом году достиг в Петербурге 100%. Пятый показатель затрагивает реализованные мероприятия по благоустройству, предусмотренные государственными или муниципальными программами формирования современной городской среды, в частности, количество обустроенных общественных пространств. Плановое значение показателя на 2019 год, согласно паспорту регионального проекта,— семь общественных пространств, при этом фактически в 2019 году было выполнено благоустройство 30 общественных пространств. «Значение целевого показателя превышает планируемое более чем в четыре раза»,— отмечают в комитете по благоустройству, добавляя, что плановое значение показателя на 2020 год составляет 12 общественных пространств.
Шестым показателем является количество благоустроенных дворовых территорий. Плановое значение показателя на 2019 год составляет 203 дворовых территории, фактически были выполнены работы по благоустройству 500 дворовых территорий. «Значение целевого показателя превышает планируемое более чем в два раза. Плановое значение показателя на 2020 год составляет 208 дворовых территорий»,— объясняют в Смольном. И, наконец, седьмой показатель — это доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет. «В 2019 году число граждан в возрасте старше 14 лет, принявших участие в решении соответствующих вопросов, составило около 430 тыс. человек (9%). Показатель выполнен»,— сообщили в городской администрации.
Вместе с тем, учитывая ситуацию, вызванную новой коронавирусной инфекцией, объем финансирования регионального проекта на 2020 год из бюджета Петербурга сокращен на 70% и составляет 1,03 млрд рублей.
«В связи с этим в настоящее время в паспорт вносятся необходимые изменения для актуализации его финансовой части»,— отмечают в комитете по благоустройству. Пока что объем финансирования регионального проекта на 2020 год составляет 2,07 млрд рублей, из которых из бюджета Санкт-Петербурга будет направлено 1,03 млрд, из бюджета внутригородских муниципальных образований — 1,04 млрд. При этом Петербург не является получателем субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, добавляют в ведомстве.
На сегодняшний день удалось достигнуть взаимодействия исполнительных органов государственной власти Петербурга и жителей при реализации регионального проекта, что позволило комплексно подойти к благоустройству территорий города, говорят в комитете по благоустройству, уточняя, что риски недостижения показателей регионального проекта отсутствуют. Что касается планов на следующий год, то объем финансирования регионального проекта из бюджета Санкт-Петербурга в 2021 год составит 1,5 млрд рублей. «Его участниками запланировано благоустройство 225 объектов, в том числе 12 общественных пространств и 213 дворовых территорий»,— уточняют в Смольном.
Разумная инициатива
Развитием городской среды должны заниматься власти с помощью специализированных научных институтов, считает петербургский парламентарий Павел Иткин. «Сегодня городская среда — это область на стыке урбанистки, IT, логистики, экологии и защиты культурного наследия. Чиновники, бизнес и местные жители могут вносить предложения и проекты, но идеи должны дорабатываться командами многопрофильных специалистов. Только научный подход к развитию городской среды улучшит ситуацию»,— считает он.
По словам депутата, задачи властей — взять на себя координацию информации между жителями, чиновниками и профильными специалистами, готовить соответствующую законодательную базу и обеспечить финансовую сторону вопроса. При этом во власти должны быть кадры, способные собрать профильную команду ученых, оценить результат работы, принять окончательное решение.
«Второе, что тормозит развитие города,— это человеческий фактор. Не все новшества городской среды приживаются одинаково успешно. Яркий пример — это велодорожки, которые используются для парковок авто, для прогулок с колясками. Городская среда должна подстраиваться под нужды жителей Петербурга, а не под лекала европейских городов или Москвы»,— уверен господин Иткин.
Ксения Титова считает, что важно, не от кого исходит инициатива в развитии городской среды, а насколько ответственно она рассматривается другими участниками процесса, так как современные практики проектирования городских пространств всегда содержат множественные мероприятия по вовлечению в процесс всех заинтересованных сторон — жителей, местный бизнес, экспертное сообщество и органы власти.
«Мы видим много примеров появления по-настоящему талантливых и актуальных проектов благодаря проведению международных конкурсов. На их площадке как опытные, так и молодые бюро имеют возможность проявить себя в решении сложных городских задач, повысить свои компетенции за счет работы в консорциумах. Масштабный открытый конкурс — это инструмент привлечения тысяч специалистов и получения большого количества идей. Сразу решаются две задачи: проект получает возможность выбрать лучшие концепции, а профессиональное сообщество — приобрести сильные команды урбанистов»,— говорит госпожа Титова.
Инициатива по развитию городской среды должна исходить прежде всего от городских властей и ими же контролироваться, уверена Ольга Смоленская: любая сторонняя инициатива, от кого бы она ни исходила, будет проигнорирована, если в этом не заинтересован город.
«В 2016 году был примечательный случай, когда городские власти организовали архитектурный конкурс на проект благоустройства территории Большой Морской улицы. Тема получила широкий резонанс, участвовало множество архитектурных бюро, была организована выставка со смотром работ конкурсантов. В декабре был подведен итог и выбран финалист, которому было предложено доработать проект до конца месяца. В результате все закончилось тишиной, и проект так и не был реализован к чемпионату мира по футболу 2018 года, как это изначально планировалось»,— напоминает архитектор.
Транспортные связи
Для развития в Петербурге общественного транспорта как одного из элементов качественной городской среды следует исходить из того, что такой транспорт должен быть комфортнее личного, говорит Ксения Титова: если на автобусе будет быстрее и не менее комфортно, чем на авто, доехать до центра, больше людей согласится пересесть на общественный транспорт. Остановки общественного транспорта должны располагаться в зоне пешей доступности от основных потоков пользователей территории. Эффективная альтернатива общественному транспорту — городская микромобильность, которая включает велосипеды, самокаты, соловилы, скейтборды и другие средства передвижения.
«Чем больше у человека альтернативных способов добраться из точки А в точку Б, тем выше вероятность, что он откажется от личного транспорта в пользу других вариантов. Развитие территорий должно базироваться на анализе потенциальной транспортно-пешеходной активности. Этот показатель отражает востребованность определенного сегмента улично-дорожной сети и, соответственно, возможную эффективность от развития прилегающих к нему пространств»,— отмечает госпожа Титова.
Транспортная система Петербурга требует серьезного комплексного развития, начиная от расширения транспортной сети как наземного, так и подземного транспорта и заканчивая вопросами доступного и удобного информирования населения о работе всех видов транспорта, подчеркивает Ольга Смоленская: электронные табло, различные приложения с расписанием маршрутов и отслеживанием движения транспорта.
Роман Курзенер, генеральный директор компании, специализирующейся на решении задач в сфере развития и управления градостроительными проектами, указывает, что одной из главных задач в части развития общественного транспорта Петербурга является формирование удобных транспортно-пересадочных узлов разных масштабов: от пунктов международных и междугородних пересадок до локальной смены вида внутригородского транспорта. При этом все системы общественного транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы), а также железнодорожный транспорт необходимо связать в единую сеть, добавляет он.