Danone выжимает сою
Компания может начать выпуск растительных напитков в РФ
Один из крупнейших производителей молочных продуктов Danone может локализовать в РФ выпуск и своей линейки растительных напитков. Затраты на линию мощностью 10 тыс. тонн продукции в год оцениваются до 300 млн руб. Потребление растительных аналогов молока в РФ увеличивается, и в 2021 году оборот рынка оценивается в 4 млрд руб.
О том, что Danone может локализовать в РФ производство линейки растительных напитков Alrpo, говорится во внутренней презентации компании, с копией которой ознакомился “Ъ”. О таких планах слышал и источник “Ъ” среди поставщиков продуктов питания. Danone — один из крупнейших в России производителей молочных продуктов и детского питания. Портфель брендов включает «Простоквашино», «Активиа», «Тема», «Растишка» и пр. Компания также поставляет воду Evian, Volvic и Badoit. В 2019 году выручка АО «Данон Россия» выросла на 46,39%, до 86,66 млрд руб. Чистая прибыль сократилась на 5,4%, до 6,33 млрд руб., год к году, следует из «СПАРК-Интерфакс».
Под маркой Alrpo Danone продает в РФ напитки на основе овса, сои, риса и пр., которые поставляются из Европы. Как следует из презентации Danone, минимальная мощность линии по производству Alrpo в России — 10 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций в локализацию — 260 млн руб. за первый год. В презентации отмечается, что данные могут быть неактуальными или измененными. В Danone от комментариев отказались.
Потребление растительных аналогов молока в РФ увеличивается.
По данным Nieslen, по итогам августа 2019 года — июля 2020 года продажи таких напитков выросли на 51% в натуральном выражении и на 44,4% в деньгах. В Euromonitor International оценивают объем этого рынка в 15,9 млн литров, а оборот — в 2,77 млрд руб. в этом году. По прогнозам аналитиков, в 2021 году показатели вырастут до 22,6 млн литров и 4,03 млрд руб. соответственно.
Крупнейшим российским производителем растительных аналогов молока считаются «Сады Придонья» (бренд Nemoloko). Как сказано в отчете компании за 2019 год, «Сады Придонья» занимают 75% этого рынка РФ в натуральном выражении. Для сравнения: в интернет-гипермаркете «Перекресток впрок» напитки Nemoloko стоят около 100–130 руб. за 1 литр без скидки. Alrpo в аналогичной упаковке доступен по 280–310 руб. Кроме того, свой растительный аналог молока под брендом Adez в РФ из Европы поставляет Coca-Cola. В «Утконосе онлайн» напиток стоит 176–219 руб. за 0,8 литра. В «Садах Придонья» на вопросы не ответили. В Coca-Cola заявили, что растительные аналоги молока в свой рацион включает все больше потребителей, что положительно сказывается на продажах Adez. Возможность локализации в компании не прокомментировали.
Гендиректор и совладелец Famous Amazing Brands (бренды Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков говорит, что с учетом экономии на логистике, более дешевой рабочей силы в РФ и т. п. локализация может позволить сократить себестоимость продукта примерно в два раза.
«Это позволит снизить ценник и повысить объем продаж в натуральном выражении, потеснив Nemoloko. Либо Danone может не менять ценовую политику и получать в два раза больше дохода с упаковки»,— рассуждает он.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев добавляет, что локализации производства способствуют и растущее потребление таких продуктов, и низкий курс рубля. По его мнению, Danone предпочтет сохранить позиционирование бренда в среднем и выше ценовом сегменте, ориентируясь на наиболее платежеспособную аудиторию. Собеседник “Ъ” в крупном производителе продуктов питания, впрочем, отмечает, что о возможной локализации стоит говорить только после снятия всех ограничений в связи с пандемией COVID-19: «Пока привезти и установить в РФ оборудование не получится». Кроме того, отмечает он, спрос на растительные аналоги молока все еще ограничен, и не факт, что продукт станет по-настоящему востребован. Так, группа «Русагро» в 2019 году реализовала пробную партию растительных аналогов, но в последствии отказалась от этого проекта. «Не видим больших перспектив»,— отметил гендиректор «Русагро» Максим Басов.