Каршеринг отправится в «народ»
Удастся ли покрыть риски автовладельцев
В Москве собираются запустить «народный каршеринг». Об этом сообщил заммэра Максим Ликсутов. Суть сервиса в том, чтобы москвичи могли сдавать свою машину в аренду, когда не используют ее. По словам Ликсутова, личный автомобиль проводит без движения более 90% времени, и «народный каршеринг» позволит собственникам заработать на этом, а городу разгрузить дороги.
Владелец сможет сам определить, кто может пользоваться его машиной и где необходимо закончить поездку. Однако автоюрист Сергей Радько считает, что даже такие возможности не покроют риски для собственников:
«Здесь должна быть неограниченная страховка с правом допуска всех лиц, но от этого ведь не легче. Даже если человек не попадет в аварию, то мы знаем, что к автомобилям каршеринга отношение, мягко говоря, наплевательское, потому что это не свое и, соответственно, не жалко. Один человек на машине проехался лихо через бордюр или через трамвайные пути, другой, третий, в результате износ значительно выше. Получается, что взыскивать не с кого, придется платить из своего кармана за ремонт машины, обслуживание, потом все вкладывать в стоимость аренды автомобиля, и в итоге получится, что традиционный каршеринг будет дешевле, чем аренда у частных лиц. У такого сервиса банально просто может не быть клиентов. Если сделать жесткое ограничение по местам, где оставляют машины, то в конечном итоге круг потенциальных клиентов еще больше сузится, и такой бизнес просто станет в принципе невыгодным».
Арендовать авто можно будет через приложение, которое будет собственностью правительства Москвы. Чтобы управлять машиной через телефон и определять ее геолокацию, необходимо специальное обеспечение. Но установить его на все автомобили слишком дорого, считает совладелица каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова: «Я как пользователь сдаю машину, у меня нет парковочного разрешения, которое есть у каршеринга. Кроме того, чтобы управлять автомобилями и брать их через приложение, надо устанавливать телематические устройства и делать R&D-обследование автомобиля, чтобы он открывался, закрывался, контролировался капот, стекла.
Делать R&D на 200 моделей просто нерентабельно.
Это востребовано, например, в Америке, потому что там огромные расстояния, и люди берут машины на неделю, там не развит обычный каршеринг. А в мегаполисах, в Москве это не очень актуально».
Как предлагают ужесточить контроль за каршерингом
О планах создания народного каршеринга Сергей Собянин говорил еще два года назад. Ожидалось, что программное обеспечение для сервиса появится в 2019 году.