«Сейчас идентификацию проводят около двух сотен курьеров»
Блицинтервью
Зачем нужно столько курьеров для высокотехнологичного маркетплейса, во сколько обойдутся его услуги для банков и сколько потратила биржа на проект, рассказал в интервью “Ъ” управляющий директор по развитию электронных платформ Московской биржи Игорь Алутин.
— Когда заработает маркетплейс?
— Ожидалось, что маркетплейс появится еще пару лет назад, но пришлось ждать закона об операторах финансовых платформ. Закон приняли в июле этого года, в конце августа Московская биржа стала первым таким оператором, зарегистрированным Банком России. Проект в режиме friends & family запустили с начала сентября.
— Что значит «в режиме friends & family»?
— Создан сайт. Пока идет пилотный проект, он запаролен, и отрабатывается клиентский функционал, корректируем пользовательские сценарии. В качестве клиентов маркетплейса — сотрудники и друзья биржи, Банка России, банков-партнеров. Они уже начали открывать вклады через платформу.
— Когда коммерческий запуск?
— Мы откроем платформу для всех пользователей в октябре. К этому времени на ней будет около десяти банков. На первом этапе размещать депозиты через маркетплейс смогут жители 23 регионов (включая Москву и Санкт-Петербург).
— А крупные банки участвуют в проекте?
— В свое время мы подписали меморандум по развитию платформы с почти двумя десятками банков. Но по-настоящему смогли начать их интеграцию только с появлением законодательства. Крупным банкам требуется гораздо больше времени на эту работу ввиду сложности внутренних ИТ-систем. Например, с Газпромбанком даже создана рабочая группа по интеграции, причем она будет касаться не только вкладов, но и кредитов и других продуктов. Совместно с Центром финансовых технологий (ЦФТ) и «Диасофтом» мы разрабатываем коробочное решение, которое позволит банкам быстрее подключиться к платформе. Оно будет готово к ноябрю.
— Сколько банков присоединится к платформе до конца года?
— Думаю, будет около 20.
— Вы будете работать с уже существующими агрегаторами — «Банки.ру» и «Сравни.ру»?
— Мы уже заключили с ними соглашение — на их сайтах будет кнопка перехода на сайт маркетплейса при желании открыть вклад. Уже на «Финуслугах» вкладчик сможет перейти к заключению договора. Наша витрина также будет осуществлять сравнение вкладов.
— Какую финансовую услугу запустите во вторую очередь?
— ОСАГО. В этом году уже будет партнерская программа с одним или несколькими страховщиками. Кредиты планируются в следующем году.
— Если есть возможность входа в личный кабинет через «Госуслуги» и если там идентификация человека подтверждена, например через Сбербанк, то для маркетплейса этой идентификации будет достаточно?
— Через сайт «Госуслуги» можно пройти только первичную идентификацию. По закону мы должны отправить гражданину своего представителя, который сфотографирует вкладчика и его паспорт. Достаточно один раз пройти идентификацию и можно будет пользоваться сервисами платформы удаленно.
— Получается, что маркетплейс ограничен в использовании чужой идентификации. Вы работаете над внесением изменений в закон?
— В разработке находится законопроект, который позволит нам, как оператору платформы, подключиться к реестру единой биометрической системы данных (ЕБС).
— Пока все это не заработало, вы будете проводить идентификацию через курьеров?
— Сейчас идентификацию проводят около двух сотен курьеров, во всех регионах, где платформа будет работать с октября, можно будет это сделать.
— Банки, подключившиеся к маркетплейсу, будут делиться с вами идентификацией своих клиентов?
— Такая возможность по закону есть. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими банками, которые будут выступать нашими агентами по идентификации,— это банки с широкой региональной сетью. То есть человек сможет вызвать курьера или сходить в банк-агент, который проведет идентификацию и отправит информацию нам. Если эта информация уже есть у банка, он может поделиться ею с платформой без визита человека в офис.
— Сколько банкам будут стоить услуги маркетплейса?
— Банк будет платить комиссию, определенный процент от суммы вклада, и компенсировать часть стоимости работы курьера — 400 руб. Для сравнения — выезд банковского курьера стоит 700–800 руб. Для клиентов-физлиц услуги маркетплейса бесплатны.
— Сейчас есть маркетплейс по паям, который реализует специализированный депозитарий «Инфинитум». Вы будете существовать отдельно с ним?
— Мы ведем переговоры и будем интегрироваться с платформой «Инфинитум». Если успеем, то сделаем это до конца года. Также ведем переговоры, например, с «Открытие Брокер», который разместит у нас на платформе инвестиционные продукты, в том числе паи и доверительное управление.
— Сколько уже денег было инвестировано в этот проект?
— Общие затраты на разработку, включая капитальные затраты, не превышают размер среднемесячной чистой прибыли Московской биржи (за первое полугодие чистая прибыль биржи по МСФО составила 12,7 млрд руб.— “Ъ”).