Экономика поцелуя, менеджмент наемных убийц и другие достижения
За что присудили Шнобелевскую премию в 2020 году
Девять мировых лидеров от Бориса Джонсона до Александра Лукашенко провозглашены лауреатами Игнобелевской премии в области медицинского образования. Лауреатами в других областях стали дипломаты, ученые, заставившие реветь аллигатора, и наемные убийцы.
В Гарварде объявили лауреатов 30-й Игнобелевской премии, которую в России больше знают, как Шнобелевскую. В этом году церемония, по очевидным причинам, прошла онлайн. Премия была присуждена в десяти дисциплинах, и некоторые лауреаты даже подключились к трансляции.
Премия учреждена в 1991 году редактором «Журнала невоспроизводимых результатов» (теперь — «Анналы невероятных исследований») Марком Абрахамсом. Денежного выражения премия не имеет, как не имеет и четкого списка научных дисциплин — он лишь в общих чертах повторяет нобелевский. Лауреаты премии ежегодно объявляются в Гарварде накануне или во время так называемой нобелевской недели.
По мере роста популярности Игнобелевской премии ее организаторы сменили основной критерий ее присуждения. Если раньше лауреатов чествовали за открытия, «которые не могут или не должны воспроизводиться», то теперь восторжествовала более политкорректная формулировка — «за достижения, которые сначала смешат, а потом заставляют задуматься».
За связь политики с жизнью и звонки дипломатов
Самым резонансным стало присуждение Шнобелевской премии в области медицинского образования. Лауреатами были названы главы девяти государств — Жаир Болсонару (Бразилия), Гурбангулы Бердымухамедов (Туркмения), Борис Джонсон (Великобритания), Нарендра Моди (Индия), Александр Лукашенко (Белоруссия), Андрес Мануэль Лопес Обрадор (Мексика), Владимир Путин (Россия), Дональд Трамп (США) и Реджеп Тайип Эрдоган (Турция). В дипломе лауреатов указано, что они награждаются за «использование пандемии COVID-19 для того, чтобы научить мир, что политики могут сильнее влиять на вопросы жизни и смерти, чем ученые и врачи». Сообщается, что решение о награждении было принято «на основе многочисленных новостных сообщений», никто из лауреатов не принял участия в церемонии.
Политики и государственные деятели редко становятся лауреатами премии, однако для господина Лукашенко это уже второй «Шнобель». В 2013 году он был удостоен награды за запрет публичных аплодисментов, а белорусские милиционеры — за арест однорукого гражданина, нарушившего этот запрет.
Лауреатами также стали правительства Индии и Пакистана за «разрешение разногласий если и не вполне мирными, то уж совершенно точно бескровными средствами». Премия им была присуждена с той же формулировкой — «на основе многочисленных новостных сообщений», впрочем, без упоминаний о том, что почти все они относятся к 2018 году, когда, собственно, и разыгрался так называемый дверной скандал. Тогда обе страны обвиняли друг друга в систематическом преследовании дипломатов другой стороны. Среди ночи индийские дипломаты якобы звонили в дверь пакистанским и убегали, и наоборот. Подобный харассмент имел место как в Нью-Дели, так и в Исламабаде.
За брови нарцисса и поцелуй бедняка
Премия по психологии присуждена исследователям из США и Канады Миранде Джакомин и Николасу Рулу «за изобретение способа определения нарциссистов по их бровям». По мнению самих исследователей, учитывая склонность нарциссистов к «негативному межличностному общению», важно уметь их распознавать, чтобы не вступать в тесное общение. Как следует из результатов исследования, ученым совершенно точно удалось определять нарциссистов по форме их бровей. А это значит, что «негативного межличностного общения» в мире может стать меньше. Оба исследователя приняли участие в церемонии.
А лауреаты Игнобелевской премии 2020 года в области экономики получили ее, можно сказать, за «позитивное межличностное общение». Ученые из девяти стран мира (Великобритания, Польша, Италия, Норвегия, Франция, Бразилия, Австралия, Колумбия и Чили) попытались определить зависимость между экономическим развитием той или иной страны и средним количеством поцелуев. Результаты своего исследования, проведенного в 13 странах на 6 континентах, они опубликовали в журнале Nature. Основные выводы — связь между бедностью/богатством и средней частотой поцелуев существует. Правда, она относится не к богатству или бедности страны, а к тому, насколько велик в ней разрыв в доходах. Чем больше разрыв, тем больше поцелуев. Побочный результат — поцелуи больше ценятся уже на стадии стабильных отношений, чем на стадии ухаживания.
За арахнофобию и мизофонию
Значительное количество ученых-энтомологов страдают арахнофобией — боязнью пауков. Что, впрочем, не мешает им выполнять свои обязанности, поскольку энтомологи изучают насекомых, а пауки — не насекомые. Именно за это открытие Ричард Веттер из Университета Калифорнии в Риверсайде, изучавший вопрос довольно долго, получил Шнобелевскую премию в области энтомологии. Статья под названием «Энтомологи-арахнофобы: когда две лапки имеют значение» была опубликована в журнале «Американский энтомолог» еще в 2013 году, однако учредители премии заметили ее только сейчас.
В том же году в PLOS One было опубликовано исследование, авторы которого, специалисты из Бельгии и Голландии, заявляли, что открыли новое психическое расстройство. Страдающие им люди не выносили звуков пережевывания пищи, становились раздражительными и даже агрессивными. В публикации ученые рассказывали о своих достижениях в диагностике этого расстройства, которому они придумали название «мизофония». Через четыре года в своей новой работе, опубликованной в «Журнале эмоциональных расстройств», они уже предлагали протокол лечения. Призывы исследователей включить их открытие в список ВОЗ пока не увенчались успехом, зато сами исследователи получили Шнобелевскую премию по медицине.
За оценку фекального оружия и воющую аллигаторшу
Присуждая премию в области акустики, учредители явно бросили вызов многочисленным борцам за права животных. Впрочем, риск серьезного скандала минимален. Принято считать, что зеленые склонны защищать симпатичных и безобидных животных, в то время как лауреаты Игнобелевской премии — группа ученых из Японии, США, Австрии, Швеции и Швейцарии — ставили эксперименты на неприятном и опасном животном — китайском аллигаторе, а точнее, аллигаторше, чьи акустические коммуникационные способности изучали. Как следует из их статьи в «Журнале экспериментальной биологии», они заставили аллигаторшу реветь в закрытой, не пропускающей воздух камере, заполненной гелием.
Полученный результат сами исследователи описывают так: «Мы полагаем, что средства звуковой выразительности представителей отряда крокодиловых могут дать акустическое представление о размере (животного.— “Ъ”)… Поскольку птицы и представители отряда крокодиловых имеют общего предка со всеми динозаврами, лучшее понимание их систем воспроизведения звуков может пролить свет на вымерших архозавров».
Ученые из США и Великобритании получили премию в области материаловедения: опытным путем они доказали, что если сделать нож из замороженных фекальных масс, а не из металла, то нож окажется не очень хорошим. Как рассказывали сами ученые в октябре прошлого года, их заинтересовала хорошо известная этнографам история о том, как эскимос якобы убил собаку ножом, сделанным из собственных замороженных фекалий. История показалась им не очень убедительной, потому они решили повторить опыт. Было выполнено несколько ножей из человеческих фекалий, однако ни один из них не был функциональным. Что, собственно, и требовалось доказать.
За тварь дрожащую и право имевших
В 2020 году ученые Иван Максимов и Андрей Потоцкий (оба — из Суинбернского технологического университета в Австралии) опубликовали работу под названием «Возбуждение фарадеевских волн в вибрирующих живых дождевых червях», которая, разумеется, не могла пройти мимо учредителей Шнобелевской премии. За экспериментальное выяснение того, что происходит с червем, когда он вибрирует под влиянием волн высокой частоты (форма червя меняется), ученые стали лауреатами в области физики. Оба приняли участие в церемонии присуждения премии.
По уважительным причинам в церемонии не смогли принять участие пятеро китайцев, удостоенных премии в области менеджмента. Все пятеро — наемные убийцы. Одному из них был сделан заказ, который он передал субподрядчику — за процент от суммы вознаграждения. Второй нашел еще одного субподрядчика, тот — еще одного, наконец, четвертый нашел еще одного. Каждый последующий претендент получал, естественно, меньшую сумму за выполнение заказа. Пятый в цепочке своего субподрядчика не нашел, но и сам убивать не стал, поскольку предложенная сумма показалась ему уж слишком небольшой. Заказ выполнен не был, а пятеро несостоявшихся убийц получили совместную премию за необыкновенно эффективный менеджмент.