Минпромторг правит балл
Судостроители получили новые правила по локализации
Минпромторг скорректировал новую балльную систему локализации судостроения. Документ теперь содержит детальные условия, необходимые для производства комплектующих и оборудования, и вводит единые требования для всех видов судов. Количество начисляемых баллов рассчитано пропорционально стоимости и сложности производства оборудования. В отрасли считают редакцию рабочей и гибкой, но указывают на оставшиеся спорные моменты, в том числе с несоответствием скорости локализации и освоения необходимого производства в РФ.
Минпромторг по итогам работы с бизнес-сообществом вновь скорректировал редакцию постановления 719 (содержит перечень операций и оборудования, необходимых для признания продукции произведенной в РФ) в части, касающейся судостроения. Обновленный относительно весенней версии (см. “Ъ” от 27 мая) текст размещен на regulation.gov.ru, общественное обсуждение продлится до 2 октября.
Сейчас постановление 719 распространяется на строительство по госсубсидиям малых рыбопромысловых судов и краболовов по инвестквотам. Выполнение требований обязательно, чтобы получить субсидию на газовозы. Кроме того, госзаказчики в типовых условиях контракта вскоре будут должны описывать требование к локализации (см. “Ъ” от 23 апреля). Также в Госдуме находится законопроект, который может обязать бизнес использовать только российские суда для некоторых видов работ (см. “Ъ” от 1 августа 2019 года). По словам источников “Ъ”, в первом чтении он может быть рассмотрен в осеннюю сессию.
В новой редакции требования по локализации едины для всех судов (70 видов).
Отдельно записаны не только общие, но и технологические условия, необходимые для ее выполнения, а также требования к специальному оборудованию, системам и материалам. За каждую операцию присваивается определенное количество баллов пропорционально ее стоимости и сложности. Обязательными условиями остаются закладка судна в РФ, его спуск, проведение ходовых и швартовых испытаний и сдача, которые также возможны на территории ЕАЭС. В зависимости от типа судна до 30 июня 2023 года потребуется набрать 1750–2500 баллов, с июля 2023 года — от 2000 до 3200 баллов и после 1 июля 2025 года — 2250–3750 баллов.
В Минпромторге ранее отмечали, что заказчики судов и верфи смогут сами выбрать, какими позициями им удобнее набрать нужное количество баллов с учетом особенностей судна. Также там говорили, что в будущем планируют дифференцировать объем господдержки (речь может идти о судовом утильгранте и компенсации процентных ставок по кредитам и лизингу) в зависимости от набранных баллов.
Собеседники “Ъ” в отрасли согласны, что данная редакция «обеспечивает большую гибкость в выполнении требований», а балльная система наиболее понятна и приближена к реалиям.
«Балльная система является более практичной»,— говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. В законодательстве предусмотрена норма, по которой с 2025 года все двигатели должны быть российского производства, поясняет он. В то же время проект фиксирует, что к 1 июля 2025 года не более 30% стоимости общего количества деталей, узлов и комплектующих должны быть иностранными. То есть при необходимости заказчик сможет утвердить в проекте то оборудование, которое будет оптимально соблюдать баланс между российским и иностранным, говорит он.
Впрочем, в отрасли считают, что вопросы к новой редакции остаются. Собеседник “Ъ” среди судовладельцев считает важным синхронизировать требования к локализации и программы освоения производителями выпуска необходимой продукции, в том числе судовых энергетических установок, винторулевых колонок и другого оборудования. Другой считает спорным решение Минпромторга присваивать больше баллов тому, чего нет на рынке. Кроме того, отмечает он, баллы не отражают экономику строительства для заказчика — если какое-то редкое оборудование и произведено в РФ, то это может быть дорого, долго и менее качественно и надежно.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в новой версии устранены наиболее значительные несоответствия между количеством баллов и стоимостью и технической сложностью агрегатов, что в сочетании с переносом срока ужесточения правил на два года до 1 июля 2023 года снижает риски для отечественных судостроительных предприятий. При этом пока подходы к установлению величины баллов остаются недостаточно прозрачными, полагает эксперт, и неизбежно потребуется дополнительное уточнение.
Что нужно судну для официального обрусения
Чтобы считаться произведенными в РФ, по новой редакции 719-го постановления до 30 июня 2023 года сухогрузным речным несамоходным судам и плавучим докам нужно будет набрать не менее 1750 баллов локализации. Не менее 1950 баллов понадобится для судов на воздушной подушке, не менее 2100 баллов — для морских наливных судов, нефтяных танкеров, химовозов, газовозов, а также судовых буксирных катеров. Минимум 2300 баллов потребуется для различных рыболовных судов, не менее 2400 баллов для пассажирских судов, сухогрузов, контейнеровозов и лесовозов, а также речных буксиров. Кроме того, к началу июля 2023 года не менее 2450 баллов потребуется для речных наливных судов, танкеров, газовозов и химовозов и наличных судов река—море, а также морских буксиров, земснарядов, плавучих кранов, буровых судов и обслуживающего флота, вспомогательных, научно-исследовательских судов и снабженцев. Больше всего (2500) баллов потребуется набрать заказчикам пассажирских морских паромов, различных рефрижераторных судов, пожарных судов и ледоколов. С июля 2023 года и 2025 года предусматривается увеличение планки на 250–700 баллов в зависимости от типа судов.
Наибольшее число баллов закреплено за главной энергетической установкой (500 баллов), винторулевыми колонками (350 баллов). 300 баллов полагается за использование металла, произведенного в ЕАЭС, в объеме более 75%. По 5 баллов (минимальное значение) можно получить за установку российских спасательных кругов, эжекторов и ручных насосов.