Революция по кругу
По числу революций Киргизия, кажется, скоро обгонит Францию, которая пару веков уверенно держала мировое лидерство по этому показателю. Но, если честно, впечатляет даже не это. Поражает однотипность сценария: нынешняя — то ли четвертая, то пятая с начала XXI века — разворачивается как под копирку. Спорные выборы (не важно кого — президента, мэра важного города, депутатов парламента) –– организованные выступления возмущенных сторонников оппозиции (сам конфликт обычно заготовлен заранее, как и доставка недовольных в центр Бишкека) — свержение неправедного, обычно проворовавшегося, правителя (который до этого так же кого-то сверг, тоже проворовавшегося). А затем — все сначала. Бывает, правда, что свергнутые возвращаются, бывает — что их снова свергают. Как сказал однажды эксперт по местной политике (его называть не стоит, возможно, он еще действующий), все зависит от того, кто займет перевалы, чтобы подогнать к часу X в центр столицы своих сторонников...
В какой мере эти процессы затрагивают население? Вопрос открытый, потому что жизнь в бедной и погрязшей в долгах 6-миллионной Киргизии и так-то была нелегка, а пандемия и бесконечные выяснения отношений властей предержащих добили республику окончательно, что видно невооруженным глазом. При этом за права свои в рамках этих революций (особенно впечатляют кавалерийские — это когда революционеры прискакивают в город на лошадях) основная масса явно не борется. В ходу еще с поздней советской поры поговорка, что клан кланом выбивают — подразумевается, что южные, как правило, соперничают с северными. А в эти игры со своими справедливыми чаяниями лучше не лезть.
Иногда даже кажется, что такая революция поточного типа — это своего рода оптимальный способ местных элит не выполнять вообще никаких обязательств перед народом и избирателем. В самом деле, ну с кого спрашивать? Что касается нынешней ситуации, то она, пожалуй, позаковыристей большинства предыдущих: на момент сдачи номера в Киргизии наметилось троевластие, претенденты подтягивали с разных сторон сторонников, а основная масса населения думала, как бы закрыться от всей этой демократии по домам…