«Включи глаз - и вперед»

Илья Ильиных о сериалах и актерском мастерстве

Кинокарьера Ильи Ильиных началась с работы в фильме «Географ глобус пропил», где он, еще студент Пермского государственного института культуры, сыграл роль Овечкина, мечтающего о Голливуде. В этом году Илья Ильиных, теперь уже один из ведущих актеров Московского областного театра юного зрителя, стал гостем VI Международной книжной ярмарки-фестиваля «Волжская волна — 2020», которую проводит в Саратове Приволжская книжная палата.

— Илья, что актер делает на книжной ярмарке в Саратове?

— Организаторы попросили провести несколько мастер-классов по актерскому мастерству. Я подумал, почему бы и нет. Саратов — известный в актерской среде город: Олег Табаков, Евгений Миронов, Александр Янковский, может быть, и я теперь тут какой-то след оставлю (смеется). Какой-то захватывающей истории в моем появлении на «Волжской волне» нет, просто надеюсь хорошо провести время. Возможно, удастся пообщаться с известными писателями.

— Как студент пермского Института культуры попал в один фильм Константином Хабенским?

- Кастинг проходил для всех творческих пермяков. На него пришли студенты Колледжа искусств и культуры и почти весь наш институт. Кастинг-директор, она же второй режиссер, Ирина Третьякова меня приметила, сказала, «хулиганы нам нужны». Потом был второй тур и общие пробы. Через два месяца позвонили из Москвы и сказали, что меня утвердили.

- Как вам работалось с Константином Хабенским?

 - Эти рабочие моменты вспоминаю до сих пор. Большой, великий профессионал, хорошо знакомый с нюансами актерской профессии. Чуткий, понимающий. Объяснял, подсказывал на площадке, помогал нам, молодым и неопытным актерам. Мы же все впервые снимались в кино.

 - Для молодых специалистов любой профессии возможность понаблюдать за опытными мастерами — большая удача. В сериале «Годунов» вы работали с Сергеем Безруковым, Светланой Ходченковой. Но ведь на съемочной площадке все артисты заняты своими ролями, как перенимать опыт?

 - Да, это точно. Ты не подходишь и не спрашиваешь: как мне сыграть эту роль? Можешь подсматривать, когда сам не занят в сцене. Был момент, когда Сергей Безруков играл крупный план… в стену. Партнер должен был стоять перед ним. Но места на площадке не хватало, поэтому партнер стоял в стороне. И Сергей Витальевич играл в стену. Играл на все 100%. Это мастерство. Глаза были настолько живыми, что верилось! Вот такие вещи и берем на заметку.

Много таких моментов подсмотрено у Светланы Ходченковой, Ирины Пеговой, Андрея Мерзликина. Конечно, подсматриваю (смеется). Интересно, кто как ведет себя за кадром: кто-то слушает музыку, кто-то читает книжку или продолжает работу над ролью, обсуждает ее с режиссером, а кто-то закрывает глаза и что-то внутри прорабатывает.

 - А вы как над ролями работаете?

 - Зависит от проекта. В малобюджетном проекте или большом сериале нужно выучить огромное количество текста. На это уходит день-два. Иногда текст присылают в 11 вечера, а в восемь утра ты его уже должен сыграть на площадке.

Садишься над ролью, задаешь себе вопросы. Если ответы не найдены, задаешь эти вопросы режиссеру на съемочной площадке. А если нужна физическая подготовка, то подключаются другие механизмы. В последнем полном метре я играл спецназовца. У нас были педагоги спецназа, которые ставили нам стойку, учили обращаться с оружием, показывали, какие знаки нужно подавать в той или иной ситуации. Для сериала «София» мы обучались верховой езде, ездили на занятия на ипподром. Но когда с мечом садишься на лошадь, позади тебя казаки эту лошадь хлещут, и ты на всех парах несешься вперед. Там особо играть и не нужно, дело за малым: включи глаз — и вперед…

 - Какая роль самая любимая?

 - В сериале «Снежный ком». Она главная и в ней было где развернуться — амплитуда для игры отличная. Это был сложный персонаж, работали в экспедиции, в Минске. Был плотный контакт с режиссером, когда каждая сцена обсуждается, проговаривается, идет поиск характера. Очень интересные съемки. У проекта молодой режиссер Алексей Мясников и молодой оператор Владимир Чистяков. И процесс получился трепетным. Каждую сцену мы обсуждали, что можно сделать, а чего нельзя.

 - С какими актерами, режиссерами хотелось бы поработать, от кого напитаться?

 - Очень хочу встретиться с Владимиром Машковым, безумно хочу поработать с Евгением Мироновым. Это мастера, на чьих работах в кино я с детства воспитывался. Если говорить о режиссерах, то хочется настоящего артхаусного кино попробовать. Такого, как у Андрея Звягинцева и Кирилла Серебренникова.

 - В блоге молодого отца вы себя пробуете в роли режиссера. В мини-сюжетах задействована вся семья. Кто все придумывает?

 - Когда открывали блог, ролики придумывал только я. Жена мне помогала писать тексты. Я снимал, либо меня снимали. Сейчас и Регина подключается  придумывает ролики, теперь это совместное творчество. На самоизоляции во время пандемии решил попробовать свои силы уже не в юмористическом стиле, а немного в другом формате. Мы записали видеоклип на День Победы. На день рождения Пушкина записывали более серьезные истории с более качественным киношным видеорядом. В эту сторону тоже хочется развиваться. Но пока это проба своих сил и возможностей.

 - Какие планы на наступающий сезон: театральный, съемочный? Съемки разрешили в июле, театры открываются с августа…

- Пандемия, конечно, всех подкосила: по съемкам все планы перемешались  что-то сорвалось, что-то успели перенести. Ждет работа в полном метре «Кольская сверхглубокая», которая будет на двух языках, на русском и английском.

 - Это там, где в трейлере говорится, что мы космос изучили лучше, чем планету, по которой ходим?

 - Да, это фильм режиссера Арсения Сюхина, триллер. Премьера должна быть этой осенью. Там у меня не главная, но интересная роль спецназовца. Кольская сверхглубокая — это скважина, где находится секретный объект. Действие происходит в 1984 году… на глубине 12 километров!

Еще выйдет четырехсерийный телесериал «Яркие краски осени» режиссера Сергея Артимовича. В нем я играю музыканта Алика.

В МОТЮЗе на осень назначена премьера спектакля «Спящая красавица», где я играю Принца. Очень волнительно в ситуации неопределенности: откроемся или не откроемся, будет вторая волна или не будет, сколько будет зрителей, как работать в новых условиях? В Перми вообще все закрыто, там условия гораздо жестче, чем в Москве. Там мы даже не думаем о премьерах. Речь идет о выживании: будем дальше работать или не будем? С блогом проще  новые условия приносят новые темы.

Беседовала Марина Ковалева

Вся лента