Адаптеры подключились к контрафакту
Продажи поддельных зарядных устройств составили 10 млрд руб.
Почти 40% российского рынка зарядных устройств для смартфонов в России на сумму 10 млрд руб. в год — контрафактный товар, обнаружила компания BrandMonitor. В основном такие подделки продаются в офлайн-рознице и только 3 млрд руб. приходится на онлайн-продажи. В федеральных розничных сетях не согласны с оценками: по их мнению, весь рынок зарядных устройств в России меньше. Контрафактные аксессуары продаются в основном с рук или в интернете, а большая их часть — подделки продукции Apple, считают эксперты.
Поддельные зарядные устройства для мобильных телефонов и смартфонов занимают почти 40% этого рынка в России, а годовой оборот такого контрафакта составляет 10 млрд руб., рассказали “Ъ” в компании BrandMonitor. К такому выводу она пришла, проведя контрольные закупки в 3 тыс. торговых центров более чем в 40 городах России и опросив тысячу россиян от 18 до 55 лет в городах с населением от 100 тыс. человек.
Согласно исследованию BrandMonitor, две трети поддельных зарядных устройств продаются в рознице, а на онлайн-каналы приходится всего 3 млрд руб., из которых 1,7 млрд руб.— продажи через российские интернет-магазины, а 1,3 млрд руб.— через социальные сети, доски объявлений и зарубежный онлайн-ритейл.
Стоимость поддельных зарядок оказалась в два-три раза ниже оригинальных, выяснили исследователи.
К категории подделок они относили неоригинальную продукцию с незаконно нанесенным товарным знаком производителя; так называемые «совместимые» со смартфонами зарядки от различных производителей аксессуаров в исследовании не учитывались, пояснил представитель BrandMonitor.
В пятерку крупнейших производителей смартфонов в России входят китайские Xiaomi и Huawei c дочерним брендом Honor, корейская Samsung и американская Apple. В первом полугодии 2020 года, по данным «М.Видео—Эльдорадо», в России продано около 14 млн смартфонов на 232 млрд руб. Объем рынка проводных зарядных устройств группа оценивает в 2 млн штук, а за полугодие выручка от их продажи не превысила 1,5 млрд руб.
В «М.Видео—Эльдорадо» и сети «Связной» заверили, что продают только сертифицированные зарядки. Крупные игроки не заинтересованы в продажах подделок, ведь это плохой покупательский опыт, после которого потребитель не вернется, поясняет заместитель гендиректора Ozon по связям с индустрией Мария Заикина. «Однако бороться с наличием контрафакта не так просто — даже продавец может получить от поставщика часть партии из некачественных товаров вместе с оригиналом»,— указывает она. Сертификацию проходят зарядные устройства и независимых брендов, добавляет руководитель проекта Accesstyle (бренд компании «Марвел-Дистрибуция») Андрей Никитин.
650 рублей
в среднем стоило зарядное устройство в сетевой рознице в первом полугодии (оценка «М.Видео-Эльдорадо»)
По оценкам МТС, рынок проводных зарядных устройств последние несколько лет перестал расти, поскольку в каждой семье уже имеется несколько адаптеров и кабелей от старых смартфонов; зато в этом году вдвое чаще покупают беспроводные зарядки благодаря распространению гаджетов с поддержкой этой технологии.
Оценки BrandMonitor завышены, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, оценивая весь рынок зарядных устройств не более чем в 3,5 млрд руб. Большая часть контрафакта приходится на подделки Apple из-за высокой стоимости оригинальных зарядок, отмечает он. «Samsung подделывают реже, поскольку отличить подделку проще из-за технологии быстрой зарядки, а Huawei и Xiaomi настолько доступны по цене, что от их подделки не будет никакой выгоды»,— поясняет он. По оценке представителя самой Xiaomi, доля ее устройств, ввозимых в Россию нелегально, снижается, соразмерно падает и количество поддельных аксессуаров.