Заявительный принцип спустили в море
Правительство утвердило правила получения таких лицензий
Белый дом утвердил положение о рассмотрении заявок на участки федерального значения во внутренних водах и территориальном море. До этого компании получали по этому принципу лишь сухопутные площади для разведки без проведения аукциона. Большого числа претендентов на морские участки сейчас нет. Но раньше при попытках получения морских площадей по заявительному принципу проблемы возникали у ЛУКОЙЛа.
Правительство утвердило постановление, которое регламентирует рассмотрение заявок по заявительному принципу на получение участков недр федерального значения во внутренних водах и территориальном море РФ. Суть принципа заключается в том, что недропользователь может получить лицензию на разведку участка без проведения торгов. Участки будут предоставляться по решению правительства.
Сейчас шельфовые участки могут получить лишь госкомпании. При этом у недропользователей, желающих получить формально не являющиеся шельфовыми участки во внутренних водах, на практике возникали проблемы. Так, ЛУКОЙЛ по заявительному принципу пытался получить три участка на Северном Каспии, однако Минприроды, ссылаясь на особый правовой статус Каспия, предложило провести аукцион. Нефтекомпания в 2016 году просила разыграть на аукционе участок «Надежда» на Балтике. Участок находится в границах 12-мильной зоны (территориального моря), однако просьба так и осталась без удовлетворения. Участки во внутренних водах, а именно в Обской губе, из частных компаний есть у НОВАТЭКа — Северо-Обский и Восточно-Тамбейский.
Остается неясным, сможет ли новое постановление упростить получение участков во внутренних водах и территориальном море.
Формально участки могут получить любые российские компании, но с оговоркой, которая может существенно сузить круг интересантов: «если правительством в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства по представлению Минобороны и (или) ФСБ не установлены дополнительные требования к юридическим лицам с участием иностранных инвесторов, которые вправе осуществлять геологическое изучение участков недр». На практике под этим предлогом может быть отстранена любая крупная российская нефтегазовая компания, поскольку у всех них есть иностранные инвесторы. Впрочем, по данным “Ъ”, большого числа желающих получить такие участки сейчас нет.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев отмечает, что пока нет ясности, что будет, если в ходе такой геологоразведки будет открыто месторождение: в частности, будет ли недропользователю предоставлено право его самостоятельной разработки. Осложняющим моментом является то обстоятельство, что внутренняя (со стороны суши) граница внутренних морских вод законодательно не определена, говорит он.
Руководитель практики энергетики и природных ресурсов Bryan Cave Leighton Paisner Russia Айдын Джебраилов отмечает, что постановление ничего радикального не содержит.
По сути, оно распространяет действующий заявительный порядок для сухопутных площадей на получение лицензий на поиск и оценку месторождений углеводородов в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ, но не континентального шельфа, где по-прежнему могут работать только госкомпании. В случае открытия месторождения недропользователь, находящийся под контролем иностранного инвестора (если не были установлены ограничения для участия таких компаний при заявительном порядке), должен получить одобрение правительства для разведки и добычи углеводородов на таком участке, говорит юрист.