Чтоб два раза не сажать
Прокуроры проверят закупки государства и его компаний до старта обновленных нацпроектов
Из-за недостаточно эффективной деятельности контролеров в сфере закупок Генпрокуратура намерена увеличить свой вклад в их проверки. В планах ведомства не только контроль над надлежащим исполнением процедур, но и участие в работе над профильным законодательством. В условиях сравнительной прозрачности закупок государства можно ожидать, что проверки прокуроров сосредоточатся в секторе госкомпаний, что укладывается в логику правительства по повышению прозрачности и управляемости госАО накануне анонсированного расширения их участия в исполнении обновленных нацпроектов.
Генпрокуратура намерена ужесточить контроль над закупками государства (ФЗ-44) и госкомпаний (ФЗ-223), следует из опубликованного на regulation.gov.ru проекта приказа генпрокурора. Документ предписывает заместителям генпрокурора, региональным и приравненным к ним военным и специализированным прокурорам принять дополнительные меры по обеспечению законности закупок и ужесточению борьбы с нарушениями, в том числе за счет профилактических проверок. При этом Генпрокуратура рассчитывает на комплексный контроль сферы, вплоть до участия в совершенствовании законодательства на базе Университета прокуратуры. Наиболее масштабные проверки, согласно проекту, коснутся своевременной оплаты контрактов, ценообразования и проведения необоснованных закупок, импортозамещения и неправомерного ограничения конкуренции.
Для решения проблемы несвоевременной оплаты по госконтрактам прокурорам предлагается лично контролировать вопросы погашения задолженности.
Напомним, что поставщики регулярно жалуются на недобросовестных заказчиков, в ближайшее время проблема должна решиться за счет автоматизации процесса после интеграции системы с «Электронным бюджетом» и бухгалтериями ведомств (см. “Ъ” от 4 сентября). Прокуроры при этом продолжат проверять случаи ранее не оплаченных контрактов. Приказ требует «безотлагательно рассматривать вопрос о возбуждении дел… за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок», говорится в проекте.
При контроле над ценообразованием прокурорам надлежит проверять «реальность исполнения заключенных и оплаченных» госконтрактов, отдельный блок проверок предусмотрен для контрактов свыше 1 млрд руб. и закупок с избыточными потребительскими свойствами, предметов роскоши. При контроле импортозамещения прокурорам предстоит принимать «исчерпывающие меры реагирования» как по фактам несоблюдения заказчиками национального режима, так и, наоборот, избыточного протекционизма, приводящего к неправомерным ограничениям конкуренции. Де-факто проверке подвергнется и сама достаточность существующих механизмов преференций для отечественных поставщиков, которая стала предметом дискуссий Минфина и оборонно-промышленного лобби (см. “Ъ” от 17 января). Аналогичные меры затронут случаи необоснованных закупок у единственного поставщика, создания картелей, завышения цен, незаконного изменения условий контрактов и др.
Как указывают авторы проекта, его разработка вызвана многочисленными нарушениями в сфере закупок. «Органы контроля не в полной мере исполняют возложенные на них функции. Не искоренены факты хищений бюджетных средств, откатов и иных неправомерных действий уголовно наказуемого характера»,— говорится в проекте. При этом в условиях сравнительной прозрачности ФЗ-44 в первую очередь проверки затронут ФЗ-223. При этом ужесточение контроля над госзаказом и включение Генпрокуратуры в сферу, традиционно контролируемую ФАС, может быть связано как с формальным подходом службы к проверкам, так и с планами правительства по вовлечению госкомпаний в деятельность по исполнению нацпроектов. Напомним, что в отсутствие частных инвестиций роль госкомпаний в реализации обновленных нацпроектов растет. Ранее с той же целью уже начали работу по повышению эффективности управления госАО Минфин и Росимущество (см. “Ъ” от 27 августа).