Космические силы приземлились в Катаре

Подразделение нового рода войск США размещено на базе вблизи Ирана

Первая эскадрилья недавно сформированных космических сил США размещена за пределами страны — на американской базе Эль-Удейд в Катаре. Это произошло на фоне активной кампании Вашингтона за продление оружейного эмбарго в отношении Ирана и стало своеобразным ответом на космические амбиции Тегерана.

Фото: Staff Sgt. Kayla White / U.S. Air Force via AP

На этой неделе стало известно о размещении за рубежом первой эскадрильи космических сил США. На американскую базу Эль-Удейд в Катаре уже прибыли первые 20 военнослужащих нового рода войск. В ближайшее время к ним присоединятся еще несколько человек, которые, как отмечает американское агентство AP, будут управлять спутниками, отслеживать маневры противника и движение морских судов в районе Персидского залива, а также пытаться предотвращать конфликты в космосе, если таковые разразятся.

С инициативой выделения космических сил в отдельный род войск президент США Дональд Трамп выступил еще в 2017 году для противодействия Китаю и России в космосе. Финансирование на них было выделено в военном бюджете на 2020 год. Космические силы стали шестым родом войск вооруженных сил США и первым новым родом войск с момента создания ВВС в 1947 году.

«Мы наблюдаем, что другие страны чрезвычайно агрессивно готовятся к распространению конфликтов в космос»,— сказал агентству AP полковник Тодд Бенсон, командующий космическими силами на базе Эль-Удейд.

Он добавил, что у США должна быть возможность конкурировать и защищать свои национальные интересы. Полковник не уточнил, о каких «агрессивных странах» идет речь, но основной противник США в регионе Персидского залива — это Иран, который в прошлом году Вашингтон обвинял в атаках на танкеры. Кроме того, еще в апреле Тегеран впервые объявил об использовании космоса в военных целях, сообщив об успешном выходе на орбиту высотой 425 км первого военного спутника «Нур» («Свет»), задача которого — получение «стратегически важной информации». Запуск был произведен при помощи ракеты-носителя «Касед» («Гонец»). США, Израиль и арабские страны региона опасаются, что Иран может применять технологии, используемые для вывода спутников на орбиту, в том числе и для запуска ядерных боеголовок. По этой причине еще в сентябре прошлого года Вашингтон ввел санкции в отношении Иранского космического агентства, Иранского института космоса и Национального авиационно-космического института.

После того как в мае 2018 года США вышли из «ядерной сделки» — Совместного всеобъемлющего плана действий, подписанного в 2015 году, они постоянно вводят новые санкции в отношении Ирана. А начиная с этой недели Вашингтон решил считать восстановленными все международные антииранские санкции, принятые до 2015 года. Это произошло после того, как США не смогли провести через Совбез ООН резолюцию о продлении разрешительного режима на поставки оружия Ирану. Режим, получивший неофициальное название «оружейное эмбарго», истекает 18 октября. С этого момента любая страна имеет право на продажу оружия Ирану. Позиция США не нашла понимания у большинства других стран. В итоге сложилась парадоксальная ситуация, когда Вашингтон считает санкции действующими, а другие — нет. В понедельник США объявили о новых антииранских санкциях. Они затронули Минобороны Ирана, иранскую компанию Defense Industries Organisation и ее директора, а также нескольких физических и юридических лиц, связанных с программами по обогащению урана и созданию баллистических ракет. Кроме того, в понедельник же президент Трамп подписал указ о санкциях в отношении тех, кто будет причастен к поставкам вооружений Ирану.

На фоне сообщений о размещении космических сил в Катаре в американских и арабских медиа появилась информация, что ВВС США могут покинуть турецкую базу Инджирлик.

Публикации были спровоцированы высказыванием председателя подкомитета по сотрудничеству в Европе и региональной безопасности комитета по иностранным делам Сената США Рона Джонсона. «Мы не знаем, что случится с Инджирликом. Мы надеемся на лучшее, но мы должны планировать худшее»,— сказал он изданию The Washington Examiner. По словам сенатора, Вашингтон уже рассматривает Грецию (остров Крит) в качестве альтернативы. Заявление господина Джонсона не нашло надежного подтверждения. В середине сентября официальный представитель Пентагона подполковник Томас Кэмпбелл заявил турецкому агентству Anadolu, что США «не планируют прекращать присутствие на авиабазе Инджирлик». Впрочем, это не помешало появиться новым слухам. В воскресенье электронное издание «Аль-Халидж аль-Джадид» сообщило, что наследный принц Абу-Даби (фактический правитель ОАЭ) Мухаммед бен Зайд уговаривает Вашингтон перевести свои ВВС из Турции в Эмираты. Правда, одна авиабаза США в ОАЭ уже есть.

Напомним, что в конце прошлого года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сам грозил закрыть для американских военных базы Инджирлик и Кюреджик в ответ на санкции США, введенные после покупки Анкарой российских ЗРК С-400. С тех пор две страны смогли забыть о разногласиях, но недоверие осталось. В частности, у многих в Вашингтоне вызывает вопросы турецкая политика в Восточном Средиземноморье, которая провоцирует конфликт внутри НАТО. Кроме того, Госдепартамент США недоволен критикой Анкарой процесса нормализации отношений между Израилем и арабскими странами, проходящего с благословения Вашингтона. В свою очередь, Турция озабочена поощрением со стороны США «сепаратистских настроений» курдов в Сирии.

«Мы основываемся на том, что США пока опровергают уход с Инджирлика, но политическая конфигурация — постоянная напряженность в американо-турецких отношениях, с одной стороны, и возросшая благосклонность США к ОАЭ на почве нормализации отношений с Израилем — делает подозрения такого рода обоснованными»,— сказал “Ъ” эксперт РСМД Илья Крамник.

Что касается размещения космических сил в Катаре, то, по его мнению, речь идет о техническом подразделении, которое будет заниматься спутниковой навигацией и связью.

«Американцы, видимо, наращивают обеспечение своей ближневосточной группировки в части космической поддержки. Это нужно и для противостояния Ирану, и для укрепления позиций в Сирии. Не помешает иметь и запасной вариант в случае проблем с Турцией. Тем более что Анкара может не разрешить проводить операции против Ирана со своей территории, что может потенциально понадобиться США»,— подчеркнул господин Крамник.

Марианна Беленькая

Вся лента